- Президент подписал закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму. В какие законы были внесены поправки?
В начале августа 2016 года А.Атамбаев подписал закон, который вносит существенные поправки в Кодекс КР об административной ответственности (КоАО), Уголовный кодекс КР (УК КР), Уголовно-исполнительный кодекс КР (УИК КР), законы: «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «О гражданстве Кыргызской Республики», «О государственном пенсионном социальном страховании». Из справки-обоснования законопроекта следует, что цель принятия этих поправок — «ужесточение ответственности за преступления в сфере международного терроризма и экстремизма».
- Расскажите об изменениях, которые касаются части распространения информации?
Основное изменение, что во всех вышеупомянутых кодексах вводится ответственность за распространение информации в сети Интернет. Так, вводится административная ответственность за «Публичное одобрение террористической или экстремистской деятельности» в виде статьи 395-1 КоАО, за несоблюдение которой физическим лицам грозит штраф в размере — 10 000 сомов, юридическим лицам – 100 000 сомов. Изменений претерпели ряд статей УК КР: статья 226-3 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» теперь предусматривает ответственность за действия в сети Интернет. Введена новая статья 226-6 «Публичное одобрение террористической или экстремистской деятельности». Статья 299 «Возбуждение национальной (межэтнической), расовой, религиозной или межрегиональной вражды» теперь предусматривает ответственность за «возбуждение» не только публично или с использованием СМИ, но и посредством сети Интернет. Изменена также статья 299-2 «Приобретение, изготовление, хранение, распространение, перевозка и пересылка экстремистских материалов, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских или террористических организаций», которая теперь предусматривает ответственность за демонстрацию символики или атрибутики не только экстремистских, но и террористических организаций.
- Новой статьей 226-6 УК КР вводятся новые понятия «публичное одобрение», «публичное оправдание»? Как раскрываются эти понятия?
Под «публичным одобрением» в настоящей статье понимается «публичное прославление или восхваление, в том числе восхищение, оправдание террористической или экстремистской деятельности», а под «публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».
- Действующее законодательство не позволяет привлекать интернет-пользователей к ответственности, за призывы к экстремизму?
Не совсем верное утверждение. Законодательство о противодействии экстремистской деятельности позволяет суду временно ограничить доступ к спорному материалу от трёх до пяти дней, в течение которого суд должен признать или не признать материал экстремистским, а лицо будет нести ответственность согласно действующему уголовному законодательству. Со списком запрещенных экстремистских материалов можете ознакомиться здесь.
- Есть ли аналоги принятых поправок у наших соседей?
Мы предполагаем, что инициаторы переняли идею законопроекта у российских коллег, где также действуют аналогичные нормы ответственности за «публичное одобрение» экстремизма и терроризма. К слову, это не первый раз, когда некоторые законопроекты являются копирайтом российских законов. Из последних примеров можно вспомнить законопроект об ограничении иностранного участия в деятельности СМИ. Если говорить о копировании законов, то законодателям следовало бы брать сильные положения из российского законодательства, которыми можно руководствоваться для удовлетворения общественного интереса. Одним из таких является Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», содержащий в себе важные моменты, которые имеют значение для устранения неправомерного правоприменения антиэкстремистского законодательства.
- И насколько эффективно работают эти законы в России?
Российские эксперты говорят, что эти законы не стали реальным инструментом борьбы с противоправными действиями в сети Интернет, а приобрели «явный тренд на ужесточение преследования за слова». Более подробно можете почитать отчет аналитического центра СОВА здесь и немного здесь. Констатируя быстрый рост числа обвинительных приговоров по уголовный статьям, касающихся публичных высказываний, которые могут быть отнесены к экстремистским или террористическим, Совет по правам человека при Президенте РФ направил председателю Верховного суда России письмо, в котором предлагает составить новые разъяснения судебной практики по дел о преступлениях экстремистской направленности, а также настаивает на необходимости внесения изменений в антиэкстремистское законодательство. Более подробно читайте здесь.
- Расскажите о резонансных кейсах, где были применены эти нормы в России?
Эксперты отмечают, что за последний год 85% (более подробно со статистикой можете ознакомиться здесь) дел, связанных с «экстремистскими высказываниями», касаются сейчас постов и репостов в Интернете, и тесно связаны с политической конъюнктурой в стране. К примеру, Андрей Бубеев был приговорен к двум годам и трем месяцам лишения свободы за два репоста: картинки тюбика зубной пасты с надписью «Выдави из себя Россию» и статьи Бориса Стомахина «Крым — это Украина», более подробно почитайте здесь и здесь.
- И что теперь нас ожидает?
Мы не знаем, как сложится правоприменительная практика в Кыргызстане. Но недопустимо, чтобы власти в Кыргызстане сделали закон средством злоупотреблений против критически настроенных журналистов, активистов или простых интернет-пользователей.
- Что для этого надо сделать?
Мы считаем, что необходимо внести изменения в законодательство в целях недопущения тех ошибок, которые произошли в правоприменительной практике России. Это нужно, чтобы у наших властей не было соблазна заглушить критику в свой адрес. Например, нужно ввести в Закон КР «О противодействии экстремистской деятельности» изменения, чтобы увязать понятие «экстремизм» с применением или опасностью применения насилия. В вышеуказанных поправках в УК КР следует уточнить понятие «возбуждение вражды» как «высказывания, обосновывающие или утверждающие необходимость геноцида, совершения иных противоправных действий, с применением насилия, в отношении представителей какой-либо группы лиц». Более подробно о предложениях ИМП в законодательство почитайте здесь.
- Какие поправки еще содержит этот закон?
Теперь за прохождение военной подготовки, направленной на совершение террористических или экстремистских преступлений, а также за участие в вооруженных конфликтах человек может быть лишен гражданства или право получить пенсию.
ОФ «Институт Медиа Полиси»