Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

2 августа 2016 года Президент КР подписал Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере противодействия терроризму и экстремизму», предусматривающий ряд изменений и дополнений в отдельные нормативно-правовые акты, в числе которых Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики, Уголовный кодекс Кыргызской Республики.

Предлагаемые поправки, как следует из справки-обоснования, направлены профилактику пропаганды терроризма и экстремизма среди населения, в особенности, молодежной среде.[1]

Согласно принятому закону отныне за публичное одобрение террористической или экстремистской деятельности путем публичных выступлений или с использованием СМИ либо сети Интернет можно привлечь к административной ответственности и обязать правонарушителей заплатить штраф, для физических лиц — 10 000 сомов, юридических лиц — 100 000 сомов.

Аналогичной статьей дополнен Уголовный кодекс, который предлагает за публичное одобрение экстремизма и терроризма путем публичных выступлений или с использованием СМИ и сети Интернет, а также неумышленного использования «символики или атрибутики террористических или экстремистских организаций, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за указанные правонарушения» наказывать штрафом до 20 000 сомов, либо лишением свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Также принятыми поправками были ужесточены статьи 226-3 УК КР «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», и 299 УК КР«Возбуждение национальной (межэтнической), расовой, религиозной или межрегиональной вражды», которые помимо увеличения срока лишения свободы позволяют правоохранительным органам широкие возможности для преследования за публикации в СМИ и сети Интернет.

Стоит отметить, что в России, откуда инициаторы переняли идею законопроекта, эксперты, в том числе члены Совета по правам человека при Президенте РФ, бьют тревогу в связи со сложившейся правоприменительной практикой. Дело в том, что растет доля случаев, в которых судами назначается наказание в виде лишения свободы, а также растет доля приговоров, выносимых за высказывания, сделанные в интернете.

В связи с этим в России призывают внести поправки в антиэкстремистское законодательство. ОФ «Институт Медиа Полиси» считает, что эти  предложения уместны  для рассмотрения и нашими законодателями в целях недопущения тех ошибок, которые произошли в правоприменительной практике России в результате реализации этого законодательства.

  1. Верховному суду КР необходимо дать разъяснения о применении антиэкстремистского законодательства в соответствующем Постановлении Пленума Верховного суда. Поскольку вышеуказанные поправки переняты с российского опыта, логично в этой связи рассмотреть и Постановление Пленума ВС РФ № 11 от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
  2. Следует уточнить понятие «возбуждение вражды» в ст. 299 УК КР, а также формулировки составов cт.226-3 УК КР«Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», ст.226-6 УК КР «Публичное одобрение террористической или экстремистской деятельности», ст. 297 «Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя» в соответствии с определением «возбуждения ненависти», которое давал пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении № 11: «Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость  геноцида,  массовых  репрессий,  депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной  религии  и  других  групп  лиц.  Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды».
  3. Необходимо ввести в Закон КР «О противодействии экстремистской деятельности» определения понятию экстремизм в соответствии с разработанным определением в рамках Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в которой экстремизм увязан с применением или опасностью применения насилия. Согласно Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» «экстремизм» определяется «какое‑либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них».
  4.  В соответствии с Законом КР «О противодействии экстремистской деятельности» уполномоченным органом по ведению реестра запрещенных экстремистских материалов является Министерство юстиции КР, однако список, который сегодня распространяет Минюст, как представляется, не является исчерпывающим в виду отсутствия механизма ведения такого реестра. Помимо необходимости доведения до сведения граждан республики списка экстремистских материалов и запрещенных судом организаций, должен быть обеспечен доступ к национальному списку лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, включенных в список Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики.
  5. Согласно статьи 299-2 УК КР «Приобретение, изготовление, хранение, распространение, перевозка и пересылка экстремистских материалов, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских или террористических организаций» гражданина могут привлечь к уголовной ответственности по обвинению в экстремизме за хранение экстремистской литературы, аудио или видеоматериалов. В данной формулировке положения УК КР представляются неоднозначными, т.к. сам факт хранения экстремистских материалов не может свидетельствовать о приверженности человека к крайне радикальным религиозным убеждениям в виду различных обстоятельств, при которых данные материалы могли попасть к нему. Однако, на данный момент, по словам адвокатов, работающих на юге республики, большинство уголовных дел, относящихся к обвинениям в экстремизме, проходят по статье 299-2 УК КР в части, сопряженной именно с хранением экстремистских материалов. Следует отметить, что до 2013 г. статья 299-2 УК КР предусматривала уголовную ответственность за хранение экстремистских материалов с целью распространения.
  6. При рассмотрении дел экстремистской направленности, связанных с публикациями в сети Интернет, суды должны учитывать общественную опасность такого высказывания, стиль, контекст, личность автора (в том числе степень его публичности), умысел, вероятность наступления тяжких последствий в результате призывов.
  7. При рассмотрении дел, связанных с публикациями в сети Интернет следует понимать, что сама по себе отметка в соцсетях (лайк, отметка на фотографии) не может рассматриваться в качестве преступления. Что касается публикации в Интернете при помощи репоста, необходимо учитывать мотивы репоста, ведь репостить можно и с целью поддержки, и с целью критики. Репост, по сути, является формой цитирования, и на него логично распространить разъяснения о цитировании, данные в Постановлении Пленума Верховного суда КР «О судебной практике по разрешению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации», как дословное воспроизведение публичных выступлений (и их фрагментов), при котором не изменяется смысл высказываний, сообщений, материалов, их фрагментов и слова автора передаются без искажения.

 

[1] Ссылка на законопроект: http://212.112.97.152/lawprojects/lps.aspx?view=projectinfo&id=282438