С 17 по 21 ноября в Бишкеке проводились семинары по проектам представительства Internews Network в Кыргызской Республике «Взаимодействие СМИ и НПО по общественно значимым направлениям» и семинар-тренинг «Медиа НПО — как добиться результата».
В качестве тренера на семинарах выступила Зоя Казанжи, один из ведущих медиа-специалистов в Украине. С 2005 года она сотрудничает с Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ в Вене, Австрия, проводит тренинги в Украине и в странах СНГ. В 2004-2005 руководила пресс-службой Центральной избирательной комиссии Украины. Позднее заняла пост Генерального директора Украинской Ассоциации издателей периодической прессы. В последние годы – консультант по коммуникативным стратегиям компании Kivan Group Companies (Лондон, Великобритания). В течении 10 лет работала в СМИ на позициях репортера, специального корреспондента, обозревателя и главного редактора различных газет.
Интервью, которая дала Зоя Казанжи корреспонденту Бишкекского Пресс-клуба Екатерине Иващенко, было записано по завершеннии семинара.
«Сейчас у вас пытаются регулировать Интернет. Это просто смешно. Конечно, можно отрегулировать Интернет, но это тупиковый путь. Можно отрегулировать восход и заход Солнца, но это не значит, что восходить и заходить оно будет так, как кто-то напишет. Как можно отрегулировать глобальную сеть и зачем это делать?», — такого мнения придерживается известный украинский медиа-специалист Зоя Казанжи, ответившая на вопросы ВРС.
ВРС: Как вы оцениваете состояние медиа-НПО Кыргызстана?
Зоя Казанжи: Сначала необходимо определить, что представляют собой медиа-НПО. Медиа-НПО — это неправительственная организация, которая финансируется любыми структурами кроме государства и направлена на развитие и поддержку медиа-среды, тех людей, которые заботятся о совершенствовании медиа-среды для СМИ и журналистов.
НПО достаточно много в каждой стране, это те организации, которые занимаются проблемами морального плана, преследуют гуманитарную цель и занимаются решением трудностей, на которые не хватает сил у органов власти.
На моих тренингах было около 17 представителей кыргызстанских медиа-НПО — это достаточно значительная сила. В этом плане стоит отметить, что Кыргызстан не проходит путь развития, отличный от иных стран постсоветского пространства. НПО в Кыргызстане представляют собой то же самое, что представляют собой медиа-НПО в Украине, то есть они не лучше и не хуже.
К НПО-организациям относятся по-разному, бытует мнение, что это «грантоеды» — люди, которые живут на гранты. Общество всегда подозревает страны, которые вкладывают деньги в развитие медиа, что они хотят навязать свое влияние. Однако влияние навязывается совершенно другими путями и не такими явными. В этом случае мы сбрасываем со счетов такую вещь, как благотворительность и создание безопасного информационного простора вокруг себя.
Например, я живу очень хорошо, у меня хороший дом, а вокруг у всех все плохо и мои соседи могут у меня в доме разбить окна. Точно также экономически благополучные страны, заинтересованы в том, чтобы их соседи не доставляли им хлопот и не были опасными с точки зрения развития и существования.
Медиа-НПО можно рассматривать как кормушку, а можно, как образовательную программу. К примеру, можем ли мы сейчас заплатить 1 000 долларов за 10 дневное обучение? Нет. Поэтому существуют программы, которые обучают журналистов, как профессионально работать.
Я обучалась, как медиа-консультант за счет средств института Всемирного банка, дальше я работала по заказу грантовых организаций в медиа-образовании. Сейчас в Украине пришло такое время, что я работаю по частным заказам. Так получилось, что мое обучение по грантовым программам дало возможность себя зарекомендовать, усовершенствовать, заняться профессиональным уровнем и мои услуги стали востребованы в медийной бизнес-среде. Сегодня очень сложно сказать, по чьему заказу я больше работаю, грантовых организаций или для бизнеса, то есть издательские дома могут заказать тренера, обеспечить ему достойную оплату, потому что в результате это им приносит дополнительные деньги, когда речь идет о качественной журналистике.
В Кыргызстане та же проблема, что и в Украине. Когда начался резкий, бурный экономический рост, в Украине мы научились делать газету, как бизнес, научились работать с рекламой, у нас хороший дизайнерский уровень. Однако однажды мы поняли, что контент, журналистское наполнение оставляет желать лучшего. Даже есть такая шутка, что в России есть хорошие журналисты, но нет свободы слова, а в Украине есть свобода слова, но нет хороших журналистов.
ВРС: В каких направлениях, по вашему мнению, кыргызстанским медиа-НПО необходимо усилить деятельность?
Зоя Казанжи: Проводя тренинги для медиа-НПО Кыргызстана, я выделила несколько достаточно четких направлений, в которых им необходимо работать.
Во-первых, это понимание, кто мы такие, самоидентификация, что представляет собой журналистское сообщество. Кроме того, в Кыргызстане нет даже статистики: сколько в стране журналистов, какого они возраста, какое у них образование.
Далее, определив, кто мы такие, необходимо определить, кто наша аудитория, на кого мы работаем. В Кыргызстане не существует медиа-измерения аудитории, нет исследований рекламного и потребительского рынка. Только потом можно делать выводы и прогнозировать, на какой стадии мы находимся и куда нам двигаться, потому что, не понимая, что у нас сейчас, мы не поймем, куда идти дальше.
Второй момент — это обучение, переквалификация и повышение квалификации журналистов. Я уверена, что уровень образования на факультетах журналистики в Кыргызстане очень низкий, в Украине он тоже низкий. Кроме того, люди приходят в журналистику необязательно после факультета журналистики, им нужна переквалификация.
В-третьих, когда мы понимаем, что мы умные, мы можем говорить о соблюдении профессиональных стандартов и этических норм.
В-четвертых, — это защита прав, лоббирование законов, создание благоприятной законодательной среды.
В-пятых, это профессиональное признание, то есть награды, конкурсы, мероприятия для журналистов. Плохо, что в Кыргызстане этого нет, государство не готово это поддерживать. Готовы ли сами СМИ это делать и тратить на это деньги? Вряд ли. Тогда остаются медиа-НПО, посредники между донорами и потребителями, СМИ и журналистами.
В Кыргызстане практически нет профессиональных конкурсов, не на что ровняться. При этом стоит отметить, что в жюри такого конкурса должны быть профессионалы, к чьему мнению прислушиваются, то есть конкурс не должен быть ангажирован. Когда журналисту дают грамоту МВД, это означает, что он обслуживает МВД, а не все общество. То есть журналисту стыдно иметь награды, но так не должно быть. Пулитцеровская премия — это признание, а грамота от МВД — это смешно.
Поэтому когда есть национальная премия — это всегда хорошо, это и есть какие-то стандарты, к которым надо тянуться. Журналистский имидж тоже необходимо укреплять, потому что общество плохо относится к журналистам, оно им не доверят и в этом мы сами виноваты. Люди любят ту информацию, которая им полезна, которая им помогает жить, выжить, им не нужны лубочные картинки про жизнь ваших вождей. Они хотят читать о себе подобных — это правило журналистики. Для того чтобы это понимать, необходимо заниматься образованием и самосовершенствоваться.
ВРС: Какой положительный опыт у украинских медиа-НПО могут извлечь кыргызстанские?
Зоя Казанжи: Может быть, потому что это Восток, мне кажется, что в Кыргызстане есть восточная неспешность. Вы раскачиваетесь медленно. Возможно, это от того, что мы ближе к Западу, мне кажется, что украинская сфера медиа-НПО более динамична. Упущенная возможность — это всегда упущенная возможность, мне кажется, на это следует обратить внимание и быть более динамичными.
ВРС: Каким должно быть законодательство, регулирующее работу медиа-НПО?
Зоя Казанжи: Зачастую представители власти говорят журналистам, что уровень журналистики низкий, вот когда работники СМИ научаться писать, станут профессионалами, тогда у них и будут хорошие законы. Однако непринятие стандартных цивилизованных медийных законов никоим образом не должно оправдываться низким качеством журналистики.
Законы, как в Кыргызстане, так и в Украине хороши, потому что мы двигаемся в одном направлении, обе страны подписывали международные конвенции и у нас есть обязательство приводить свои законы в соответствии с европейскими, то есть законодательство у нас хорошее, но вопрос в том, работает ли оно? Парадокс, но самое хорошее медийное законодательство на просторах СНГ в Туркменистане, где оно не работает.
Кыргызстан имеет печальный опыт принятия закона и «О телевидении и радиовещании». Сейчас у вас пытаются регулировать Интернет. Это просто смешно. Конечно, можно отрегулировать Интернет, но это тупиковый путь. Можно отрегулировать восход и заход Солнца, но это не значит, что восходить и заходить оно будет так, как кто-то напишет. Как можно отрегулировать глобальную сеть и зачем это делать?
Мы часто говорим, каким должно быть медийное законодательство, вносятся поправки, но проблема в другом. Она заключается в том, что журналисты Кыргызстана плохо знают свои права и обязанности. В результате, многие из них подвергаются искам, причем, только потому, что они не понимают, что они делают, им не хватает знаний.
Я бы не говорила с точки зрения вменяемости законов, хорошие они или плохие, это ваши дела и вы с этим разберетесь, как и мы разобрались, но речь идет о том, что надо объединяться против внедрения невменяемых законов, и соблюдать те законы, которые есть на территории страны в отношении медиа.
Источник: http://www.internews.kz/newsitem/04-12-2008/5674