Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

«Если СМИ предоставят свои коммуникационные каналы для трансляции или демонстрации подобной продукции, то говорить о парламентских методах ведения политической борьбы, либо избирательной кампании, просто не придется», — сказала в интервью ВРС Зоя Казанжи, медиаэксперт (Украина). Она высказала свое мнение относительно использования таких методов ведения политической борьбы, как прослушка разговоров известных политиков.

В интервью Зоя Казанжи сказала, что технология подслушанных и обнародованных телефонных или иных переговоров – весьма распространенная технология во всем мире.

«Украина пережила в свое время так называемый “кассетный скандал” (или, по-иному, ”пленки Мельниченко”), после которого в стране разразился самый настоящий политический кризис. В разгар последних президентских выборов в начале 2010 года, с трибуны высшего законодательного органа страны – Верховной Рады Украины в прямом эфире по парламентскому каналу была обнародована запись телефонного разговора между кандидатом в президенты Украины, действующим премьер-министром Юлией Тимошенко и президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Речь шла об отправке значительного количества грузинских наблюдателей в Украину на время проведения выборов. Тогда оппоненты премьер-министра утверждали, что под видом наблюдателей в Украину будут прибывать так называемые боевики».

«Никто из фигурантов телефонных переговоров не стал ничего говорить на эту тему. Здесь сработал весьма незатейливый политтехнологический способ: если тебе нечего сказать в свою пользу, молчи, не комментируй, не объясняй и не оправдывайся», — рассказала Казанжи.

«Я не думаю, что нам надо сильно переживать об имидже политиков. Это их дело, это только их забота. Если их самих мало заботит то, что и с кем они говорят, то почему это должно заботить нас, граждан?», — считает медиаэксперт.

«Помните совершенно недавний скандал с уже бывшим премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном, который, не отключив микрофон, сел в машину и практически на всю страну нелицеприятно отозвался о своей избирательнице, задавшей, по его мнению, неудобные вопросы? Гордон Браун принес свои извинения и обиженной им женщине, и гражданам, которые стали невольными слушателями того, что на самом деле думает о своих избирателях Гордон Браун», — сказала Казанжи.

В наших странах, как отметила медиаэксперт, нет примеров признания политиками своей оплошности, не говоря уже о признании своей вины, тем более, нет примеров принесения извинений. Политики, по словам Зои Казанжи, предпочитают делать вид, что ничего не произошло.

«Тема прослушивания телефонных разговоров весьма актуальна и в моей родной Одессе. Последние несколько месяцев на одном из Интернет-сайтов с завидной регулярностью появляются аудиозаписи телефонных разговоров лидеров оппозиции (к нынешней городской власти). Эти лидеры ведут весьма любопытные разговоры с журналистами, сотрудниками налоговых служб, сотрудниками прокуратуры. В том числе эти разговоры касаются и личной жизни», — рассказала Казанжи.

«Как к этому относиться? Однозначно, негативно. Право на приватность, в том числе и телефонных разговоров, гарантирована Конституцией страны. Стандарты демократической страны не предусматривают подобных действий кого бы то ни было в отношении кого бы то ни было. С другой стороны, обнародование подобных разговоров (правда, нет прямых доказательств, что эти разговоры действительно велись, как нет и доказательств, что не велись) позволяет понять истинные мотивы и желания и власти, и оппозиции – и мотивы эти далеко не благородные; позволяет понять уровень развития политиков, которые не гнушаются ничем, стремясь получить власть», — отметила медиаэксперт.

Зоя Казанжи согласна с тем, что личности представителей власти и оппозиции должны интересовать граждан, и, в свою очередь, граждане должны получать полную информацию о тех, кто ими руководит и о тех, кто хочет ими руководить. Но эта информация должна быть получена законными способами.

«Вот здесь важна роль журналистики и журналистов. Там, где нет профессиональной и качественной журналистики, там, где не работают или не дорабатывают журналисты, там как раз и возможны возникновения подобных вещей и “слив” переговоров в те СМИ или на те Интернет-сайты, которые не гнушаются недозволенными и противозаконными методами», — отметила медиаэксперт.

Отвечая на вопрос о том, как подобного рода скандалы сказываются на имидже страны, Казанжи ответила: «Конечно, подобное страну не украшает, не помогает ей в развитии. В свое время Украина из-за “кассетного скандала” значительно ослабила свои позиции на международной арене».

«Есть очень хорошая фраза, которая многое объясняет: если что-то происходит, ищи — кому это выгодно?», — отметила она.

«Что касается фактора выборов и возможности усиления различного компромата, “черных” технологий и ”слива” негативной информации, в том числе и полученной незаконно, то в ситуации, когда выборы превращаются, по сути, в войну, все методы становятся, к сожалению, дозволенными», — добавила медиаэксперт.

Меду тем, Зоя Казанжи придерживается мнения, что в настоящее время никак не избежать применения подобных инструментов в политической борьбе.

«В странах так называемой “транзитной демократии”, к каковым относятся и Украина, и Кыргызстан, нет политической культуры, нет культуры ведения дискуссий, нет должного соблюдения этических и профессиональных стандартов в журналистике. И все весьма фривольно относятся к соблюдению законности», — сказала Казанжи.

«Здесь немаловажно, какую роль во всем этом займут средства массовой информации вообще, и журналисты в частности, как к этому отнесется профессиональное журналистское сообщество? Если СМИ предоставят свои коммуникационные каналы для трансляции или демонстрации подобной продукции, то говорить о парламентских методах ведения политической борьбы, либо избирательной кампании, просто не придется», — отметила медиаэксперт.

«Прискорбно, что мы вообще об этом говорим. Но утешает единственное: если общество поднимает эти проблемы и темы, значит, не все еще потеряно», — сказала в заключение Зоя Казанжи.

Екатерина Иващенко, ВРС

http://www.bpc.kg/news/10425-24-05-10