Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

А может нам и не нужна свобода слова?
К такому риторическому вопросу я пришла после 30 лет работы в независимой журналистике. На моих глазах промелькнула вся наша история независимости и становления свободы слова.
Независимые журналисты начала 90-х руководствовались двумя правилами: «Журналиста, как и волка, ноги кормят» и «Причиной ненаписанного материала может быть только смерть журналиста». Тогда была живая конкуренция поиска тем для статей, и жёсткая конкуренция в поиске источников. Чтобы получить эксклюзивную информацию, иногда приходилось буквально лезть в окно, переодеваться в медперсонал, а иногда и откровенно рисковать жизнью. А какие хулиганские заголовки мы позволяли себе, для привлечения читателей, даже вспоминать неудобно! Постепенно, профессия приобретала этические правила, формировала удобоваримые формы подачи, улучшалось и повышалось качество печати, «картинка» на телевидении.
Но менялись и отношения СМИ и власти. Я думаю, что произошло это при позднем Акаеве, когда госСМИ и независимые СМИ, которые автоматически становились оппозиционными, так как рассказывали о реальных тяготах жизни народа, разделились. С тех пор, независимые журналисты превратились в полуголодных искателей правды и обличителей зажравшихся режимов.
Особенно тяжело было в период правления Бакиева. Журналистов судили, избивали и убивали. Но журналисты давали площадку оппозиционным политикам, даже в условиях слабо развитого интернета, удавалось рассказывать о грязных делишках Максима и Жаныша Бакиевых.
Для политиков журналисты были расходным материалом, потому что для того, чтобы предоставить им площадку для критики действующей власти, редакции рисковали своим существованием и работой, а отдельные журналисты и имуществом.
Каждый президент, пока он был в оппозиции, использовал идейность журналистов, но придя к власти, превращался в того монстра, который судился с журналистами и редакциями. Так произошло с Атамбаевым, теперь это происходит и с Жапаровым.
Сегодня независимая журналистика на качественно высоком уровне. Серьёзные, обличительные публикации основаны на неоспоримых фактах, и все доказательства приводятся в статье в виде ссылок и документов из открытых данных. В публикациях нет эмоций, нет давления на мнение читателей. Думающий читатель сам может сделать выводы. Но вырос и уровень пропаганды, к которой прибегают госСМИ, для восхваления действующего режима и дискредитации независимой журналистики. А армии фейков и троллей, которые успешно прижились в последнее десятилетие, переламывают общественное сознание, внушая народу, что ложь — это правда, а война – это мир.
В условиях потока манипулятивной, фейковой информации, языка вражды, голос правды становится всё тише и теряет ценность. Сложнее достучаться до граждан, объясняя им чем чреваты те или иные непопулярные решения властей и что конкретно ими движет. Потому что на тоненький ручеек перепроверенной и доказанной информации, выливается грязный поток дезинформации и дискредитации на самого журналиста или редакцию. А потом, когда решение уже принято, как это было с троллейбусами или переносом автовокзала, общественность ничего сделать уже не может и возмущается в соцсетях.
Но страшнее то, что журналистов, которые продолжают выполнять свою работу и рассказывать о реальном состоянии дел в стране, преследуют. Сажают в тюрьму, обвиняют в призывах к массовым беспорядкам и осуждают на реальные сроки. За четыре года правления Садыра Жапарова, 140 кыргызсатнцев были обвинены в призывах к массовым беспорядкам, только за то, что критиковали действия властей. Из них 21 журналист. Такие данные приведены в недавней публикации Kloop media.
И это при том, что сегодня журналисты, в отличие от предыдущих лет, не дают площадку для критики властей оппозиции, так как оппозиции в Кыргызстане практически нет. Журналисты только констатируют факты.
Так зачем нужна независимая журналистика в современном Кыргызстане? Портить настроение власть имущим, рассказывая об их нелицеприятных делах? Призывать к законности? Рассказывать о фактах нарушений прав человека на всех уровнях? Говорить о некачественном выполнении своих обязанностей госчиновниками? Заострять внимание на проблемах с образованием, здравоохранением, экологией? Выявлять факты коррупции, фемицида, нарушений прав на частную собственность?
Сегодня журналисты – это санитары, которые выявляют очаги заболеваний общества, власти и государства в целом. Журналисты громогласно заявляют об этих проблемах. И, если общество и власть хотят сохранить здоровые отношения, основанные на законности и правах человека, они будут реагировать на болевые точки, о которых трубят журналисты. Но если общество не обладает критическим мышлением, инертно, не желает контролировать власть, то для него правда, озвученная журналистами, будет ненужной трескотнёй, а журналисты смутьянами, которые раскачивают лодку. А таким обществом легко управлять, держа их в неведении и всякий раз подчёркивая, что начальнику видней, как управлять государством. Но итоги такого управления больно ударят по каждому кыргызстанцу и это мы уже видим.
У большинства моих коллег, по журналистскому цеху, затяжная депрессия. Мы не видим смысла рисковать жизнью, свободой и благополучием своих семей, чтобы за правдивую статью про тебя написали грязный пропагандистский пасквиль или сняли видео, обвинив в продажности. Можно вытерпеть многое, если есть в этом смысл и поддержка общества. Но, когда люди, которым ты раскрываешь глаза на нарушения и незаконность действий власть имущих, равнодушно морщатся или отмахиваются, как от назойливой мухи, может и нет никакого смысла в донесении этой правды?
В день 100-летия кыргызской журналистики и день свободы печати, возникает вопрос, нужен ли нам, современным кыргызстанцам, тоненький голос правды независимой журналистики? Или пусть льётся неудержимый поток хвалебных статей о мудрых и справедливых правителях и о том, как стало жить лучше и веселее?

https://www.facebook.com/share/p/1B4Lo8XMnv/?mibextid=WC7FNe