Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Торага ЖогоркуКенеша

Кыргызской Республики

М. Султанову

Депутату Жогорку Кенеша

Кыргызской Республики

А. Сабирову

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Ознакомившись с проектом Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации», внесенного депутатом ЖК КР Сабировым А., мы предлагаем Вам наше видение по вопросу разработки проекта закона, регулирующего средства массовой информации в Кыргызской Республике.

Предлагаемая поправка закрепляет в ст.1 вышеуказанного закона понятие «иные формы распространения массовой информации, предназначенные для публичного распространения и выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами» и не дает конкретизирущего понятия о каких формах идет речь.

Лишь из обоснования к проекту закона видно, что инициатр законопроекта рассуждает об Интернете. Проблема законодательного регулирования Интернет сферы, а также вопрос о том, является ли Интернет средством массовой информации, обсуждаются не только в нашей стране, но и во всем мире. Каждая страна старается решить данную проблему со своих, выгодных ей позиций.

В настоящее время в Кыргызской Республике идет широкое использование Интернета и, в связи с этим, все чаще возникает вопрос о правовом регулировании данной сферы. Как Вам известно, на основании ст. 1 закона Кыргызской Республики “О средствах массовой информации” Интернет не относится к СМИ. Поэтому его правовое регулирование, как средства передачи информации, вызывает сомнения. Хотя Интернет в Кыргызской Республике активно развивается, нужно признать, что “сетевые” общественные отношения только возникают и не имеют достаточного опыта существования.

В то же время, введение он-лайн изданий в реестр средств массовой информации ограничит доступ к информации граждан нашей страны и затормозит процесс развития Интернет сферы в стране в целом. Возможно, будет намного целесообразнее не регулировать на данном этапе отношения в сфере Интернет, а проводить их мониторинг в течение нескольких лет. И только после того, как данные отношения обретут определенный опыт существования, после получения определенных результатов, можно предпринимать конкретные действия по созданию законодательной базы, регулирующей Интернет.

При этом необходимо принять во внимание тот факт, что ввиду уникальности Интернета еще ни в одном государстве мира не удается регулировать развитие всемирной сети и тем более влиять на его содержимое.

Данная позиция основана на следующих, актуальных для настоящего времени выводах. На сегодняшний день сфера Интернет является единственной независимой площадкой для обмена мнениями в Кыргызстане. Доступ к информации ограничен не только в силу технических возможностей традиционных СМИ, но и влияния владельцев и инвесторов на содержание средств массовой информации в разгар политических событий. В такой ситуации достаточно сложно получать объективную информацию о событиях в стране. В то время как он-лайн издания в сети интернет остаются свободной от цензуры и редактирования площадкой для свободного самовыражения мысли и слова, закрепленного статьей 14 Конституции КР. Каждый гражданин Кыргызской Республики имеет право выражать свои мысли не только через СМИ при редакторской помощи журналиста, но и сам лично.

Во-вторых, попытка регулирования Интернета в Кыргызской Республике может привести к оттоку его пользователей и всех заинтересованных лиц из зоны “kg” в зону “ru” или в иную другую зону, которая физически не может быть отрегулирована, так как это единственная сфера, не подпадающая под конкретную юрисдикцию ни одной страны. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что практически невозможно установить критерии, по которым можно регулировать всемирную сеть Интернет. Важно понимать, что распространение информации через Интернет не имеет тех ограничений, которые присущи традиционным СМИ – оно не ограничено рамками физического распространения как у печатных материалов и оно также не ограничено техническими рамками и силой сигнала как у вещательных СМИ.

В-третьих, отнесение электронных носителей информации к СМИ приведет к необходимости обязательной их государственной регистрации. При нынешней ситуации, когда в Кыргызстане электронные носители информации (сайты и др.), без определенного порядка открываются и закрываются, а заинтересованные лица проходят процесс апробации своих информационных сайтов, практически невозможно разработать реальный механизм их регистрации. А регистрация сайтов в случае их отнесения к СМИ, будет проходить в обязательном порядке. Чаще всего, необходимость регистрации сайтов в качестве “сетевых СМИ” обосновывают именно их тиражами. При этом под “тиражом” понимают число всех потенциальных пользователей, способных посетить данный сайт. Следует признать, что сам термин “тираж” невозможно адекватно применить к интернет сайту. Кроме того, распространение информации по Интернету, как говорилось выше, не может быть ограничено территорией отдельной страны. В связи с этим мы полагаем, что в соответствии с буквой закона регистрация сайтов в качестве СМИ не будет соответствовать ни мировой практике, ни здравому смыслу. И это понимают в цивилизованных странах мира.

В-четветрых, Интернет не имеет единого центра управления, он развивается самостоятельно и он самоуправляем. В силу малых барьеров для доступа к информации размещенной в Интернете, а также благодаря его огромной информационной емкости Интернет многогранен и уникален, поэтому не существует необходимости, в том числе и долгосрочной возможности, искусственного навязывания в Интернете какого-либо информационного баланса. У него также нет свойственной традиционным СМИ жесткой привязки к периодичности, доступ к информации обеспечивается постоянно, она может быть в любое время изменена или дополнена. Благодаря механизмам архивирования может быть предоставлен свободный доступ к любой ранее помещенной информации. Интернет позволяет реализовать интерактивное взаимодействие между источником и потребителями информации. А, имея доступ к Всемирной сети, пользователь фактически получает доступ ко всему многообразию информации размещенной в ней, при этом он самостоятельно определяет, к какой информации ему нужен доступ. Любой пользователь Интернета может беспрепятственно заниматься сбором, хранением, обработкой, изготовлением и распространением информации в сети по своему усмотрению.

Вследствие выше указанных особенностей важно учитывать, что устанавливаемые законодательством рамки, применимые к традиционным средствам массовой информации не могут применяться к сети интернет.

В частности, система регистрации не нужна Интернету и несовместима с его открытостью, доступностью и гибкостью.

Введение требований относительно регистрации информационных ресурсов, размещенных в Интернете, будет только препятствовать его дальнейшему развитию в Кыргызской Республике, может создать предпосылки для ограничения участия нашего общества в формировании глобального информационного пространства, а также в других аспектах информационного общества и не будет способствовать формирующемуся имиджу нашего демократического государства.

Подобных негативных примеров, являющихся следствием введения законодательного регулирования Интернет сферы можно приводить очень много. Но на основании изложенного, можно прийти к выводу, что в данное время в Кыргызской Республике нет необходимости принятия поправок к закону о СМИ касательно информации, размещаемой в сети интернет.

Вышеуказанные доводы не являются единоличной позицией Института Медиа Представителя. Данная позиция была сформирована не только на основе исследований, анализа и опыта работы в секторе СМИ Интерньюс-Кыргызстан, но также на выводах наших партнеров-организаций, занимающихся проблемами развития всемирной сети Интернет и предпринимательства в Кыргызской Республике: Общественный фонд ГИПИ, Общественной Палаты по Вопросам СМИ в КР, а также организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере развития СМИ в Кыргызской Республике, таких как: Ассоциация Радио и Телевидения, Фонд “Сорос-Кыргызстан”, Ошский Ресурсный Центр СМИ и все указанные организации выражают свою готовность к открытому диалогу по обсуждению данного вопроса и содействию развития информационного законодательства в стране целом.

В настоящее время Институт Медиа Представителя проводит тщательный анализ и мониторинг данной проблемы, о результатах которых мы готовы сообщать в рамках обоюдного сотрудничества.