Депутат Жогорку Кенеша Шарапаткан Мажитова инициировала законопроект о запрете паранджи и «объемных» бород. Она считает, что такая мера важна для безопасности в стране. Предложенный ею документ находится на общественном обсуждении, но уже вызвал широкий общественный резонанс.
«В последние дни число людей в парандже увеличилось. Я не говорю, что им не следует носить платок. Но закрывать свое лицо и покрываться, делая невозможной идентификацию личности — опасно. Уже надо принимать меры со стороны государства», — заявляла депутат Шарапаткан Мажитова на заседании Жогорку Кенеша 8 сентября.
Спустя два месяца она инициировала законопроект по этому вопросу, и 14 ноября документ был вынесен на общественное обсуждение. В нем указано, что запрещено носить одежду, закрывающую лицо и делающую невозможной идентификацию гражданина.
Также законопроектом запрещается носить длинную бороду. В проекте не уточняется запрещенная длина бороды, в нем лишь указано, что запрещается ношение «объемных бород, не позволяющих идентифицировать гражданина».
Депутат считает, что такая мера необходима для обеспечения общественной безопасности. Если закон будет принят, нарушителей будут штрафовать на 2 тысячи сомов или привлекать к общественным работам на 30 суток. При повторном нарушении штраф будет выше в два раза.
Обеспокоенность Совета улемов
Законопроект стал поводом для широких общественных дискуссий. Некоторые граждане поддерживают инициативу депутата, другие же опасаются, что это ущемит свободу вероисповедания.
Совет улемов Духовного управления мусульман Кыргызстана выразил обеспокоенность таким предложением депутата и распространил сообщение о том, что проблему следует решать не путем ограничений, а методом просвещения и разъяснения.
В комментарии Совета улемов указано, что ханафитский мазхаб, считающийся традиционным в Кыргызстане, имеет четкие правила относительно того, чтобы женщины закрывали свое тело:
«Ношение никаба не является обязательным. Сейчас есть много людей, которые не могут даже дойти до уровня хиджаба. Поэтому хиджаб – это главная обязанность. Поскольку определенной формы хиджаба не существует, улемы считают, что каждому уместно одеваться в соответствии с обычаями того государства, в котором он проживает. А отращивание бороды – одна из сунн в исламе. Поддержание чистоты и порядка – вопрос манер. Мы считаем, что культуру одежды и манеру ношения бороды в исламе уместно решать путем просвещения и объяснения».
Хиджаб – самый популярный головной убор мусульманок. Хиджабом принято называть платок, который покрывает голову женщины. Одежда, скрывающая лицо и все тело женщины, обязательна в Афганистане (бурка) и Саудовской Аравии (никаб). В нескольких странах ЕС приняты законы, запрещающие в определенных местах носить головные уборы и элементы одежды, закрывающие лицо, а в странах Центральной Азии хиджабы запрещены в школах. В Кыргызстане несколько раз высказывалась инициатива введения запрета на хиджабы в школах, но эта норма не была принята.
Ранее муфтий Кыргызстана Замир Ракиев высказал свое мнение по поводу паранджи:
«В нашей религии есть никаб и хиджаб. Мы называем это хиджабом, когда женщина покрывает те части своего тела, как того велел Аллах. Это обязательно, и мы поддерживаем хиджаб с самого начала. Под никабом мы имеем в виду закрытие лица. Любой, кто хочет носить никаб, может носить его, но мы повторяем, что это не обязательно».
Глава мусульманской женской организации «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы заявила, что сразу снять паранджу с женщин будет сложно.
Она опасается, что законодательный запрет ограничит права женщин, и женщины, которые не выходят на улицу без паранджи, могут отказаться от участия в жизни общества. Активистка считает, что необходимо, чтобы государство в течение двух-трех лет провело разъяснительную работу и создало условия для того, чтобы женщины добровольно отказались от такой одежды.
«Нельзя связывать радикализацию или экстремизм с паранджой. Дело не в парандже, а в соответствующих институтах, проводящих реформы в религиозной сфере. Необходимо работать в направлении выяснения причин пропаганды ношения паранджи, какие учреждения в каком направлении обучают девушек. Мы не авторитарное государство, чтобы вводить запреты», — считает Фронтбек кызы.
Эльмурат Кочкор уулу, религиовед и докторант Университета Эрджиес в Турции, считает, что необходимо проводить больше просветительской работы в обществе.
«Религиозный сектор нашей страны находится в кризисе, это факт. Неправильно говорить, что мы устраним эту проблему, сняв паранджу. В сфере религии необходимо проводить развивающие мероприятия, основанные на науке. Тех, кто не показывает лица, носит перчатки и не разговаривает с другими, можно назвать теми, кто склоняется к формальной стороне ислама», — говорит ученый.
В справке-обосновании к документу, вынесенному на общественное обсуждение, написано, что основной целью законопроекта является укрепление общественной безопасности.
Заместитель директора Госкомиссии по делам религий Канат Мидин уулу, между тем, религиозную ситуацию в стране оценивает как стабильную и считает, что угрозы безопасности нет:
«Это результат проделанной работы в этой сфере и текущей политики. Конечно, есть что сделать и вопросы, которые нужно решить. В целом мы оцениваем ситуацию как стабильную», — сказал глава госкомиссии.
Как у соседей?
Меры против ношения паранджи и бороды «в целях обеспечения религиозной безопасности и защиты национальных ценностей» предусмотрены и в других странах Центральной Азии.
5 сентября этого года нижняя палата парламента Узбекистана одобрила законопроект, предусматривающий административное наказание для тех, кто носит хиджаб в общественных местах.
В соседней стране предлагается также ужесточить наказание для тех, кто пропагандирует многоженство и не признает равенство женщин и мужчин.
Теперь, если документ будет одобрен Сенатом и подписан президентом, закон вступит в силу.
Ранее муфтий Узбекистана Нуриддин Холикназаров заявил, что в исламе нет строгих правил относительно одежды и внешнего вида.
Видеообращение священнослужителя в одной из мечетей Ташкента обнародовала пресс-служба Духовного управления мусульман.
«В исламе не существует единой формы одежды. Это потому, что это не религия только одной нации или одного региона. Если мы скажем, что все должны одеваться одинаково, тогда религия станет бременем. В нашем ханафитском мазхабе нет правила, согласно которому женщины должны носить черное, закрывать лицо и носить перчатки», — сказал муфтий и призвал не перебарщивать, подчеркнув, что мусульмане должны одеваться в соответствии с культурой и климатом региона, в котором они живут.
По словами муфтия под закрывающими лицо и голову имеются в виду женский никаб, который предполагает закрытие лица и длинные платья, полностью закрывающие тело.
Он также отметил, что в исламе все должно быть в меру — не нужно полностью покрываться, носить черную одежду, иметь длинную бороду и носить мешковатые штаны.
Муфтий также призвал узбекистанцев не распространять среди населения ограниченные религиозные правила. Он раскритиковал тех, кто, возвышая паломников, устраивает пышную церемонию встречи возвращающихся из святых для мусульман мест. Также муфтий назвал «чрезмерностью» требование паломников особого уважения к себе.
«Не надо стелить ковровую дорожку, приводить с собой маленьких детей и давать плевать им в рот – это перебор. Этого не следует делать. Паломник посещает дом божий и получает благословение. И все», — сказал муфтий.
В Узбекистане при Исламе Каримове был строгий религиозный контроль — женщинам не разрешалось носить хиджаб, а мужчинам — отращивать бороду. Также редки были массовые чтения молитвы в мечетях.
После прихода к власти Шавката Мирзиеева контроль над религиозной сферой был смягчен, а в последние годы наблюдается рост числа известных людей, призывающих принять ислам.
Казахстан: в хиджабе в школу нельзя
Тема ношения хиджаба на протяжении последних лет становится темой для бурных дискуссий и в соседнем Казахстане. Министерство культуры и информации соседней республики рассматривает возможность обсуждения запрета на ношение религиозной одежды в общественных местах.
Так, руководитель этого ведомства Аида Балаева 6 октября на брифинге в Астане заявила, что «однозначно» будет предлагаться решение, но, по ее словам, «этот вопрос будет изучаться совместно с обществом». «Я вижу практику во всем мире. Поскольку это вопрос национальной безопасности. Там, где в общественных местах закрывают лицо, очень сложно распознать [личность]», – объяснила она.
В начале сентября Аида Балаева выступила с пояснениями относительно того, что «актуализировался вопрос ношения хиджабов в школах»:
«Первое: Казахстан является светским государством, которое, согласно Конституции, отделено от религии. При этом государство гарантирует свободу вероисповедания. Все вопросы государственной политики регулируются гражданским законодательством, а не религиозными нормами. И нормативные правовые акты требует соблюдать стандарты ношения школьной формы».
Ранее в Казахстане регистрировались факты, когда в школах девочек, отказавшихся снять платок, не допускали к урокам. В ответ родители этих учениц обращались в суды. При этом руководство образовательных учреждений ссылалось на то, что таково требование профильного ведомства. Но родители школьниц утверждали, что подобные запреты являются ограничением прописанного в Конституции права на свободу вероисповедания.
Пресс-секретарь Духовного управления мусульман Казахстана Агабек Конарбайулы призвал приверженцев религии помнить о том, что для девочек до 10 лет ношение хиджаба – необязательное условие:
«Духовное управление мусульман Казахстана в рамках своей компетенции передало государственным учреждениям соответствующие рекомендации по этому вопросу. Надеемся, что просьба мусульманского сообщества будет учтена и будет принято положительное решение».
Таджикистан: Атласное платье вместо хиджаба
А в Таджикистане пять-шесть лет назад была начата кампания против ношения одежды и ее предметов, не соответствующих национальной культуре и традициям народа. Тогда были созданы специальные группы из числа сотрудников государственных органов, которые провели разъяснительные работы среди сотен женщин. Были даже случаи, когда представители Комитета по делам женщин и семьи при правительстве страны обходили рынки и проводили там рейды. «Неделю назад нам говорили, что если на тебе хиджаб, то штраф составит 100 сомони. А теперь говорят, что платить надо 1000 сомони», – рассказывала одна из работниц рынка «Шахмансур» в городе Душанбе.
В свое время с призывом не отращивать бороды и не носить хиджаб к гражданам страны обращался и президент страны Эмомали Рахмон. Глава Таджикистана, в частности, подчеркивал, что «религию можно исповедовать и без ношения чалмы и бороды».
В ноябре 2012 года Совет улемов Таджикистана принял нормы относительно размеров бороды. Так, было сказано, что «длина бороды у последователей ханафитского мазхаба не должна превышать один сжатый кулак».
Проводили в соседней республике и рейды, когда сотрудники правоохранительных органов по всей стране задерживали тысячи мужчин c бородой. После установления их личности и снятия отпечатков пальцев, задержанным насильно сбривали бороды.
Впервые ограничения относительно бороды в Таджикистане начали вводить в 2009 году, но тогда эти нормы касались только преподавателей. В частности, учителям до 50 лет носить бороду не разрешалось, а те, кто старше мог отпустить ее, но не более чем на три сантиметра.
Также власти Таджикистана запретили школьницам надевать платки, а подросткам посещать мечети. Кроме того, из-за границы были возвращены тысячи таджиков, которые получали религиозное образование.
В связи с этим правозащитники высказывали критику, что таджикские власти нарушают права человека и гражданина, в том числе право на свободу вероисповедания.
В апреле комиссия США по Международной религиозной свободе (USCIRF) опубликовала свой ежегодный отчет о соблюдении прав на вероисповедание в мире. Авторы этого документа указали, что руководство Таджикистана допускает «систематические нарушения» права на свободу религии и убеждений. Согласно этому докладу, в этой стране запрещено посещение мечети гражданами до 18 лет, невозможно получить религиозное образование, введен возрастной ценз на совершение хаджа, а также запрещено ношение женщинами религиозной одежды и нельзя отращивать бороду мужчинам.
Тем временем Узбекистан и Казахстан авторами отчета были включены в число 11 стран, обозначенных как «нуждающиеся в пристальном наблюдении».
А Кыргызстан оказался единственной в регионе страной, где присутствует свобода вероисповедания.