Редакция Kaktus.media ранее опубликовала ответ на вопрос читателя, что делать, если в мессенджерах вы получили запрещенную литературу. Прочитать можно по ссылке. В общественном фонде «Институт Медиа Полиси» также дали комментарии по этому поводу.
Вопрос: «Ко мне на телефон с неизвестного номера поступил файл с сообщением, в котором меня предупреждали, что прикрепленный документ запрещен судом. Какие риски есть для меня при открытии этого документа?»
1. Самый первый риск, что этот файл поврежден и при загрузке его вы можете занести вирус на ваше устройство. В этой связи, конечно, самым правильным действием является удаление файла.
Также для исключения риска закачивания завирусованных файлов рекомендуем отключить функцию автоматической загрузки файлов, получаемых в мессенджерах.
2. Помимо того что вы можете удалить присланную информацию, вы можете обратиться в правоохранительные органы (в милицию) с заявлением о случившемся.
3. Если вы не боитесь вирусов, но думаете, что в данном файле может оказаться полезная для вас информация, то ничего страшного не случится, если вы скачаете файл, чтобы с ним ознакомиться.
Так как:
- во-первых, на момент закачивания и до ознакомления с содержанием файла вы не можете знать, запрещенный это материал или нет (сообщение неизвестного лица с предупреждением о том, что «эта книга под запретом», ничего не говорит и ни к чему не обязывает);
- во-вторых, в соответствии с новым Уголовным кодексом КР, который вступил в силу с 1 января 2019 года, в соответствии со статьей 315 УК КР хранение (без цели распространения) видео-, аудио-, печатных и других материалов, признанных властями экстремистскими, декриминализовано.
До этих поправок обвинение в хранении экстремистских материалов широко использовалось правоохранительными органами. Поэтому с принятием нового УК хранение таких материалов может считаться преступлением только в том случае, если будет доказано, что обвиняемый распространял их или намеревался это сделать.
4. Согласно постановлению пленума Верховного суда КР «О судебной практике по разрешению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации» от 13 февраля 2015 года №4, распространение информации — это:
- опубликование ее в печати;
- трансляция по радио и телевидению;
- демонстрация в кино-хроникальных программах и других средствах массовой информации;
- доведение до всеобщего сведения в сети Internet (Интернет), а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи;
- размещение в общественных местах плакатов, других произведений;
- распространение листовок;
- изложение в служебных характеристиках;
- публичных выступлениях или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Соответственно, развешивание листовок на стене подъезда или опубликование текста экстремистской книги или клипа с экстремистской песней на странице в соцсети являются распространением.
Ответственность за распространение экстремистских материалов предусмотрена исключительно уголовная.
Так, хранение с целью распространения (ст. 315 УК КР) наказывается лишением свободы от 2 лет 6 месяцев до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового; действия, направленные на возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (ст. 313 УК КР) влекут за собой для совершеннолетних лиц лишение свободы от 5 до 10 лет и выше в зависимости от отягчающих обстоятельств.
5. К сожалению, решить, какой материал является экстремистским, а какой нет, для обывателя почти не представляется возможным. Дело в том, что Закон КР «О противодействии экстремистской деятельности» не дает конкретного определения понятию «экстремизм», а раскрывает его через определение «экстремистская деятельность», которое содержит в себе перечень преступлений, которые уже предусмотрены в Уголовном кодексе КР.
Большинство пунктов этого списка тесно связаны с ограничением права на свободу слова и свободу выражения мнения и сформулированы так, что допускают весьма широкое толкование со стороны правоохранительных органов.
Размытость формулировок в законодательстве приводит к тому, что на практике законные высказывания и материалы могут произвольно причислять к экстремистским. Так происходит в том числе потому, что правоохранительные органы и суды не утруждают себя рассмотрением содержания спорного высказывания, взвешиванием потенциальной опасности тех или иных слов, рассчитывая только на мнение привлеченных лингвистов-экспертов, которые почему-то вместо суда дают делу правовую оценку.
6. Для предотвращения распространения экстремистских материалов законодательством предусмотрена опция опубликования перечня запрещенной литературы и материалов на сайте Министерства юстиции КР. Данный реестр обновляется Минюстом после вступления в законную силу решения суда, по которому тот или иной материал признали экстремистским.
В результате признанные экстремистскими материалы не всегда появляются одновременно с судебным решением. Что никак не содействует повышению осведомленности граждан о запрещенной информации, то есть о том, какие материалы законом признаны экстремистскими.
А учитывая, что, как упоминалось выше, понятие «экстремизм» кыргызским законодательством сформулировано чересчур широко, граждане лишены возможности предвидеть, какие выражения и высказывания могут быть потенциально опасными. С другой стороны, нередко следствие не разбирается, имел ли обвиняемый цель побудить других людей к насилию или с какой вероятностью данное высказывание могло бы иметь подобные последствия.
Еще одна проблема имеющейся в Кыргызстане правоприменительной практики в том, что нередко государство, используя невнятность формулировок в законодательстве, запрещает даже те высказывания, которые, по сути, должны быть защищены законом.
Такая произвольность и непоследовательность решений приводит к тому, что нормы закона используются в качестве инструмента цензуры, а граждане преследуются даже за законные высказывания, что не является справедливым и ведет к снижению доверия общества к принимаемым судебным решениям.
7. Дополнительным препятствием по данной категории дел является то, что они нередко засекречиваются, что затрудняет доступ к информации и обеспечению гласности при проведении следствия. Хотя по международным стандартам (Йоханнесбургские принципы) запросы о предоставлении закрытых сведений, составляющих государственную тайну, должны рассматриваться в свете потенциального ущерба от разглашения таких сведений и их значимости для интересов общественности.
Учитывая, что Кыргызстан добровольно взял на себя международные обязательства в области соблюдения прав человека, национальное правосудие должно принимать во внимание эти принципы международного права. Равно как и принятый под эгидой ООН в 2011 году Рабатский план действий по запрету пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Он описывает шесть критериев вынесения судебных решений:
- личность обвиняемого;
- контекст его высказывания, намерения;
- содержание и форма этих высказываний;
- их восприятие аудиторией;
- степень их публичности;
- вероятность наступления негативных последствий.
Опираясь на совокупность всех шести критериев, суд принимает решение о пропорциональности или непропорциональности обвинительного приговора совершенным действиям.
Фото на главной странице иллюстративное.