Заместитель министра юстиции Орозбек Сыдыков прокомментировал закон об НКО, который подписал президент Садыр Жапаров.
По его словам, данный закон устраняет неточности и «ставит точку в хаотичной деятельности» НКО.
«Если раньше некоммерческие организации или их представительства отдельно не регистрировались, то теперь они будут зарегистрированы в специальном реестре. В них будут указаны учредители иностранных некоммерческих организаций, их руководители, адреса и другая необходимая информация. Минюст, как уполномоченный орган, получит право проверять деятельность иностранных НКО, их уставные документы, также может запрашивать заключение ежегодного аудита и проводить мониторинг собраний НКО и поступления финансовых средств», — сказал замминистра.
По данным замминистра, в настоящее время в Кыргызстане зарегистрировано около 25 тыс. НКО, но большинство из них — общественные объединения, фонды и другие организации. Из этого списка около 2 тыс. НКО — это организации с иностранным участием.
«Эти организации раньше выходили за рамки закона и своего устава. В некоторых случаях они не публиковали официальную информацию о средствах, поступающих на их банковские счета или поступающих иным путем. Можно сказать, скрывали или избегали. В добровольных отчетах на сайте налоговой службы были значительные расхождения между реальной суммой и суммой, указанной ими. Об этом свидетельствует информация уполномоченных органов и экспертов. Теперь в соответствии с новыми требованиями они войдут в реестр иностранных НКО», — сказал замминистра.
Чиновник считает, что ранее НКО влияли на результаты выборов и ход других политических процессов.
«Как вы сами раньше были свидетелями и как следует из информационных писем к законопроекту, они, активно участвуя в избирательных процессах и общественно-политической жизни, пытались как-то повлиять на результаты выборов, вмешивались в государственные вопросы. Также они пытались выставить политические процессы в стране в выгодном для себя свете путем проведения различных социологических опросов. Это оказывало серьезное влияние на вопросы государственной и информационной безопасности», — сказал чиновник.
Отметим, ранее аналогичные аргументы в пользу нового закона об НКО назвал президент Садыр Жапаров. Как выяснилось, его слова не соответствуют действительности.
Что не так в словах замминистра?
- Согласно закону, НКО проходят регистрацию и сдают регулярные отчеты в налоговую службу и другие органы статистики. В целом НКО сдают несколько видов отчетности. Поэтому высказывание о том, что НКО были неподотчетны государству, не соответствует действительности.
- Избирательный процесс проходит под контролем ЦИК и под наблюдением заинтересованных сторон (представители и наблюдатели от кандидатов). К тому же выборы в Кыргызстане автоматизированы, что, как утверждают власти, исключают любое внешнее влияние и человеческий фактор. Таким образом влияние некоммерческих организаций на ход выборов сомнительно. А вот попытки повлиять на решение избирателей через административный ресурс со стороны властей были.
- Социологический опрос, о которых говорит замминистра, это важный инструмент для мониторинга общественного мнения. Вполне возможно, что результаты опроса могут не понравиться властям, так как зачастую они указывают недостатки в работе правительства. Однако такие результаты стоит рассматривать не как угрозу безопасности государства, а как задачи, требующие внимания государства.
***
Напомним, парламент принял закон об НКО 14 марта. Согласно поправкам, некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, получат статус «иностранный представитель» и войдут в специальный реестр. В первоначальной редакции за создание НКО, «посягающей на личность и права граждан», вводилось уголовное наказание в виде штрафов и лишения свободы до десяти лет. Однако в ходе рассмотрения в парламенте норму об уголовной ответственности убрали.
Международные организации,гражданские активисты самого Кыргызстана, а также Евросоюз и посольства других стран призывали президента не подписывать документ. Однако 2 апреля стало известно, что президент его подписал.
Основным инициатором законопроекта является Надира Нарматова.