Перед голосованием за поправки в закон о СМИ, разработанные Кожобеком Рыспаевым (СДПК), депутаты начали припоминать друг другу старые нарушения регламента.
Ряд депутатов отметил, что обсуждение новой редакции законопроекта о СМИ на заседании ЖК без предварительного обсуждения в профильном комитете противоречит нормам парламентского регламента. Кроме того, спикеру ЖК Чыныбаю Турсунбекову (СДПК) указали и на то, что по регламенту законопроекты, касающиеся работы СМИ и бизнеса, должны проходить парламентские обсуждения.
Однако спикер ЖК Чыныбай Турсунбеков (СДПК) заявил, что никакого нарушения регламента нет, что Рыспаев вносит тот же законопроект, который инициировал изначально, и обещает внести поправки во втором чтении.
Также отдельные депутаты отметили, что регламент ЖК не позволяет ставить на переголосование законопроекты, если он изначально не прошел, говоря о законопроекте об отказе от депутатских квартир, который две недели назад был отклонен.
«Я тоже за то, чтобы соблюдать нормы регламента. Но недавно решением фракции «Ата Мекен» один законопроект был внесен на переголосование, хотя регламент это запрещает. Теперь по примеру «Ата Мекена» таким же путем идут другие вопросы», – сказал Турсунбеков.
Аида Салянова («Ата Мекен») попросила спикера вспомнить, с чего начались нарушения регламента, отметив, что впервые таким путем пошли именно социал-демократы.
«Когда рассматривали поправки в закон о статусе судей, я несколько раз говорила, что законопроект неправильный, что это не судебная реформа, а обман людей. Тогда депутаты от СДПК выходили и говорили, что при переголосовании регламент не будет нарушен, и так вы приняли закон. А законопроект о нике был после этого, я говорила, что раз в регламенте нет прямого запрета на переголосование, то значит, можно это делать. Говорите правду, не нужно говорить, что начал «Ата Мекен», говорите, как было на самом деле, не нужно злоупотреблять полномочиями спикера. Оба вопроса были рассмотрены в комитете, и по решению комитета они были поставлены на переголосование. Зачем делать акцент на «Ата Мекене»?» – сказала Салянова.
Турсунбеков заявил, что в случае с СДПК в профильный комитет поступили заявления от самих депутатов, которые написали, что ошиблись при голосовании и попросили вернуться к вопросу. В случае же с законопроектом о нике в комитет поступило решение фракции «Ата Мекен». В ответ на это Салянова сообщила, что по ее законопроекту также были получены заявления от отдельных парламентариев, которые были переданы в профильный комитет.
Однако и тут спикер ЖК нашел нарушения в действиях атамекеновцев.
«Тогда заявления должны поступить от стольких депутатов, сколько голосов не хватило для принятия законопроекта. Так сложилось в нашей практике. Все, спор окончен», – заявил Турсунбеков, однако не ответил на вопрос Саляновой, прописана ли такая норма в регламенте ЖК.
Социал-демократ Торобай Зулпукаров заявил, что все законы, принятые с нарушением регламента, в будущем могут быть оспорены в Конституционной палате.
«Нельзя вводить понятие, что если один раз регламент был нарушен, то можно это сделать и во второй раз. 81-я статья регламента не позволяет снова ставить законопроекты на голосование, если он не прошел изначально. Да, депутаты могут это сделать, а мы можем из уважения проголосовать, но в будущем Конституционная палата может вынести свое отрицательное решение по этим законопроектам», – сказал Зулпукаров.
Кенжебек Бокоев («Республика – Ата Журт») призвал коллег к справедливости, отметив, что нужно создать депутатскую комиссию и выяснить, сколько законопроектов было принято путем переголосования с нарушениями регламента.
«В один день законопроект прошел сразу в трех чтениях, поправки в бюджет были внесены с нарушениями сроков. Не нужно двойных стандартов, давайте создадим комиссию и выясним, какой лидер фракции выносил такие решения, какой член комитета одобрял эти решения. Только так мы сможем остановить это», – сказал Бокоев.