Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В настоящее время в политической повестке Кыргызстана обсуждаются поправки в закон о некоммерческих организациях. Судя по просмотрам материалов, сообщение о законопроекте не заинтересовало массовую аудиторию и дискуссия проходит в узких кругах.

Но на самом деле этот документ является переломным моментом.

Kaktus.media объясняет, почему этот законопроект так важен и что может измениться в случае его принятия.

История закона об НКО в Кыргызстане

В кыргызском законе нет понятия «неправительственные организации», есть понятие «некоммерческие организации». Некоммерческие организации, а это и различные общественные фонды, и объединения, ассоциации, профсоюзы, партии, ранее регулировались Законом «О некоммерческих организациях». Закон предусматривал порядок регистрации, учета и регулирование деятельности этих организаций.

Но давление на неправительственный сектор усиливалось с каждым годом. Власти манипулировали информацией, создавая в массовом сознании понятия «грантоеды», «бузукулар» («провокаторы»), «батышчылар» («западники»). Таким образом от прочих организаций пытались отделить НКО, которые занимались вопросами права и демократии.

Первые попытки давления были предприняты в 2014 году. Тогда депутаты Турсунбай Бакир уулу и Нуркамил Мадалиев инициировали законопроект, согласно которому некоммерческие организации, занимающиеся «политической деятельностью», могли получить статус «иностранного агента», но в 2016 году депутаты документ отклонили.

В 2020 году началась новая попытка давления на неправительственный сектор. Депутат Бактыбек Раимкулов предложил поправки, которые отделяли независимые НКО от других организаций, и их финансовая деятельность, вплоть до размера зарплаты сотрудников, могла быть обнародована на сайте налогового органа. На фоне ожесточенных дискуссий летом 2021 года президент Садыр Жапаров все же подписал внесение изменений в Закон «О некоммерческих организациях».

Вы думаете: что плохого в том, чтобы власти контролировали финансовую деятельность НКО? Значит, манипуляция властей сработала

Власти вводят в заблуждение, когда говорят, что поправки в закон вносятся для финансовой прозрачности. Дело в том, что по закону НКО, как и любая другая организация, уже подотчетна государству: сдает отчеты в Нацстатком, налоговую службу. А согласно закону от 2021 года, НКО сдают финансовый отчет по отдельной, новой форме. Поэтому для обеспечения финансовой прозрачности деятельности НКО нет необходимости прописывать отдельные поправки в закон.

Поправки, которые сейчас продвигают, носят политическую цель: узаконить преследование независимых НКО и сделать их деятельность уголовно наказуемой.

Что нового в законопроекте?

Кроме финансовой отчетности, в новой версии документа несколько главных моментов:

  • В законопроекте вводится статус «иностранный представитель». Этот статус получат НКО, созданные и работающие в Кыргызстане, получающие финансирование из-за рубежа (от иностранных госорганов, организации или гражданина) и принимающие участие в политической деятельности.
  • НКО не должны принимать участие в политической деятельности, при этом нет четкого понятия, что значит «политическая деятельность». То есть любая активность, неугодная властям, а это и расследование коррупции, анализ и экспертиза законопроекта, участие в митинге, может быть названа политической деятельностью.
  • Будет создан реестр «иностранных представителей».
  • Расширяются полномочия госоргана (скорее всего, это будет Минюст). Он может без решения суда в одностороннем порядке приостановить деятельность организации на шесть месяцев, если она не войдет в реестр. В случае нарушения требований закона Минюст может исключить организацию из реестра, то есть закрыть. Также Минюст может запретить НКО направлять средства тем или иным участникам, которые, по мнению госоргана, вредят стране.

Впервые за деятельность в НКО вводится уголовное наказание

В Уголовный кодекс вводится новая статья о том, что создание или руководство НКО, которая, по мнению правоохранительных органов, занимается насилием над гражданами, причиняет вред их здоровью или призывает к отказу от исполнения гражданских обязанностей, наказываются штрафом в размере от 5 до 10 тыс. сомов или лишением свободы на срок до пяти лет.

Активное участие в деятельности этих НКО наказывается штрафом в размере от 10 до 20 тыс. сомов или лишением свободы на срок до десяти лет. Это означает, что в тюрьму могут посадить всех тех, кто критикует власть, недоволен ее решениями или требует отставки.

По классификации преступлений в Уголовном кодексе, 10-летний тюремный срок полагается за совершение тяжких преступлений. Таким образом, данный законопроект практически приравнивает правозащитную деятельность и гражданский активизм к тяжкому преступлению.

Кто автор этих поправок

В списке инициаторов числятся около 30 депутатов. Kaktus.media изучил, чем известны эти парламентарии, какие ценности и взгляды они транслируют с трибуны Жогорку Кенеша.

Оказалось, что большинство из них являются членами партии «Ата-Журт Кыргызстан» и группы «Мекенчил».

На фоне дискуссии некоторые депутаты начали отзывать свои подписи под инициативой, объясняя тем, что не согласны с окончательной версией. Возможно, роль сыграло и то, что правозащитники обратились к властям США и Европы с просьбой отказать в выдаче виз депутатам, которые участвуют в разработке репрессивных законов.

Вы ошибаетесь, если думаете, что закон об НКО коснется только НКО

Принятие этого законопроекта в недалеком будущем затронет интересы простых граждан. Сейчас правозащитные организации, СМИ и гражданское общество обеспечивают общественный контроль за деятельностью властей. Благодаря такому контролю вскрывались произвол властей, силовых структур, хищения бюджетных средств, коррупционные схемы во властных структурах, например дело Райымбека Матраимова. Принятие репрессивного закона против НКО приведет к тому, что этот контроль будет утерян, правозащитная деятельность в стране станет невозможной, а значит, права жертв произвола, врачебных ошибок, коррупции некому будет защитить.

Активное участие НКО в общественной жизни улучшало имидж страны на международной арене. Но репрессии против НКО и высокий уровень коррупции подорвут доверие международных финансовых организаций, а значит, и размер финансовой помощи. А многие социальные проекты, например строительство школ и дорог, государство осуществляло именно за счет грантов.

Сейчас некоммерческие организации принимают активное участие в разработке и экспертизе законопроектов, то есть занимаются политической деятельностью. В случае принятия законопроекта деятельность этих организаций станет проблематичной, а значит, контроль за качеством законопроектов Жогорку Кенеша будет ослаблен. Учитывая низкий уровень компетентности законодателей, кыргызстанцам не стоит надеяться на прогрессивные законы.

Кыргызстан ожидает то же, что и Россию

Россия одной из первых в СНГ в 2012 году приняла закон об иностранных агентах, который придавал этот статус организациям, получающим финансирование из-за рубежа. Но это было только началом репрессий. Позже закон стал распространяться на физлиц, а совсем недавно в нем появилось понятие «третьи лица». То есть теперь иностранными агентами в России являются не только правозащитные организации, гражданские активисты и журналисты, но и все те, кто так или иначе сотрудничает с ними.

Кыргызский законопроект копирует российский, отличаясь лишь тем, что в нем название «иностранный агент» заменено на «иностранный представитель».

Опыт России показывает, что в случае принятия этого законопроекта в Кыргызстане власти объявят врагами всех тех, кто выражает несогласие. И у кыргызстанцев, неравнодушных к судьбе страны и недовольных действиями властей, по сути, два варианта — молчать или уехать из страны.

Кстати, российские власти уже с официальных трибун призывают Кыргызстан изучить их опыт в борьбе с несогласными.

https://kaktus.media/482218