Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации Тереза Рибейро ответила на вопросы редакции 24.kg.
Она считает, что без независимости и свободы СМИ демократия не может существовать.
Напомним, рассмотреть и принять законопроекты «О СМИ» и «О НКО», которые юристы, правозащитники и журналисты назвали противоречащими не только Конституции, но и обязательствам Кыргызстана в рамках международных договоров, Жогорку Кенеш не успел. Депутаты ушли на каникулы до 1 сентября. К обсуждению резонансных документов они вернутся осенью. Реализация замысла пока получила отсрочку.
Тереза Рибейро также отметила, что свобода выражения мнений — это конституционное право, оно не должно ограничиваться дискриминационными законами.
— Какова цель вашего визита в Кыргызстан?
— Я здесь, потому что мы организовали конференцию в Бишкеке (24-я Центральноазиатская конференция СМИ. — Прим. 24.kg), которая, думаю, стала прекрасной возможностью собрать вместе представителей медиасообщества из разных стран региона, чтобы обсудить основные темы и проблемы. Важно также обозначить такой момент, как взятие на себя обязательств по реальному улучшению ситуации со свободой СМИ в Центральной Азии.
Свобода выражения мнений в Кыргызстане является конституционным правом. Это записано в Конституции, которая является основополагающим документом республики. И в чем мы должны быть уверены, — так это в том, что ее реализация также является реальностью, а не декларацией.
Тереза Рибейро
Главная цель такого рода встреч заключается в том, чтобы дать возможность свободно обсудить все основные проблемы, которые, к сожалению, присутствуют не только в Центральной Азии, но и во всем регионе, охваченном диапазоном мандата ОБСЕ, который, как вы знаете, довольно широк. Но не менее важно также и участие властей различных государств Центральной Азии в обсуждении злободневных аспектов. Это создаетпространство, в котором вы можете не только выслушать друг друга, но и высказать свое мнение оситуации со свободой слова.
Государство, конечно, должно защищать права человека. Это обязательство. Как, впрочем, и медийное сообщество должно выполнять свою работу в соответствии с профессиональными стандартами и отвечать ожиданиям граждан. Мы столкнулись с конкретными ситуациями в разных странах региона. Недостатки определенно есть.
Я бы сказала, что мой мандат имеет два важных маркера. Один из них — это выявление нарушений, чем я занимаюсь ежедневно.
Я использую множество инструментов, чтобы донести до государств, что они не выполняют обязательства, которые добровольно взяли на себя.
Тереза Рибейро
Второй — предоставление государствам рекомендаций по приведению их правоприменительной практики в соответствие с международными стандартами, в частности согласно обязательствам по защите свободы слова и поддержанию независимых средств массовой информации.
— Вы знаете что-нибудь о законопроекте о СМИ в Кыргызстане? Что думаете по этому поводу?
— Разумеется. У меня были дискуссии с властями по инициированному ими документу, регулирующему деятельность медиа. Мы сейчас вместе, то есть мое учреждение совместно с Венецианской комиссией, проводим проверку этого проекта. И заключение будет представлено разработчикам. Мы осуществляем и юридическую экспертизу. Это отличная возможность наладить диалог, и в этом отражено и мое обязательство перед властями.
Мое намерение действительно состоит в том, чтобы создать условия для конструктивного обсуждения, которое бы способствовало выработке лучших решений, полностью соответствующих обязательствам в области СМИ. Это есть и было одной из главных целей моего визита. После того как мы представим свое заключение, это может открыть пространство для конструктивного диалога, чтобы в конечном итоге разработать проект, полностью соответствующий защите прав человека и свободы средств массовой информации.
— Многие считают, что ситуация со свободой слова ухудшается. Вы встречались с властями Кыргызстана. Верите ли вы тому, что вам сказали чиновники?
— Я не думаю, что это вопрос веры. Я лишь выполняю свою часть работы. Это наша общая ответственность. Я ожидаю, что мой визит создаст условия для плодотворного диалога, который приведет к ощутимым результатам в части защиты свободы СМИ.
Мое заявление, которое я уже сделала, является двусторонней инициативой, усилием, направленным на создание общей ответственности.
Самое важное — включиться в дискуссию и постараться добиться результатов в среднесрочной перспективе. А в долгосрочной —предотвратить ухудшение ситуации. Я думаю, что это и мое главное ожидание. Иначе чтобы я здесь делала?
— Кыргызстан представил ОБСЕ на рассмотрение пятую версию законопроекта о СМИ…
— …Заключение готовим совместно с Венецианской комиссией, но процесс еще не завершен… Мы выявляем как положительные аспекты законопроекта, так и отрицательные.
На них мы сосредотачиваемся и попытаемся найти решение для их устранения или изменений.
— Можете назвать негативные аспекты?
— Давайте завершим этот процесс. Нужно подготовить взвешенное заключение, и наши юристы как раз работают над этим. Пока что-либо заявлять преждевременно.
ОБСЕ заинтересована в предметном разговоре с властями.
— Мы так много говорим о времени, потому что сейчас у депутатов каникулы, в сентябре они могут вернуться к обсуждению документа.
— Заключение будет представлено до этого срока. В Кыргызстане журналисты и гражданское общество очень активны, очень целеустремленные. Решить проблему можно не только с помощью какой-то внешней поддержки. Хотя она очень немаловажна, и моя обязанность — внести свой вклад в этот процесс.
В то же время это также очень важно, журналисты страны способны внести свой вклад. Я слежу за тем, насколько они вовлечены, насколько преданы делу, активны в отношении защиты свободы СМИ… Я выражаю признательность медиасообществу за это.
— Мы стараемся говорить громче.
— Я знаю. Ваша республика и коллеги из других государств, которые представляют журналистскую среду, уже подписали меморандум. Мы поощряем сотрудничество в области саморегулирования. И чем оно организованнее и лучше выстроено, тем меньше вы даете возможности государственным органам вмешиваться в сферу вашей деятельности.