14 мая 2020 года депутатом Жогорку Кенеша КР Асылбаевой Г. К на общественное обсуждение был вынесен проект закона «О манипулировании информацией». Инициатор в справке обосновании указывает, что цель законопроекта «обеспечение прав и свобод граждан, юридических лиц и государства, и защита их от ложной или недостоверной информации, распространяемой в Интернет пространстве».
Как считает Бегаим Усенова, данный законопроект противоречит Конституции, ограничивает права и свободы граждан, создает цензора, влечет изменения в расходную часть госбюджета, накладывает дополнительное бремя на предпринимателей и граждан:
1. Порядок ограничения, запрета, возобновления доступа к информации должны устанавливаться на основании Конституции и законов, тогда как проектом закона предлагается разработка подзаконных нормативно-правовых актов Правительством КР для установления этого порядка. Это нарушение Конституции, согласно которой не допускается принятие подзаконных нормативно правовых актов, ограничивающих права и свободы человека.
2. Поскольку законопроект не прописывает порядок, а делает отсылку на то, что порядок ограничения доступа к информации будет определяться Правительством, то непонятно, каким образом уполномоченный орган будет решать, что информация, распространяемая определенным пользователем в соцсетях, недостоверная? В отсутствие точности и ясности формулировок в законе на уполномоченный орган налагаются функции цензора.
3. Инициатор вводит в заблуждение, когда указывает, что данный проект закона не повлечет социальных, экономических, правовых и иных последствий. Дело в том, что законопроектом создается новый уполномоченный орган, но при этом нет финансово-экономического обоснования. У нас обычно дефицит бюджета, а сейчас в условиях коронавируса, в бюджете зияет огромная дыра, а депутат предлагает новый бюрократический институт, а значит новые расходы на содержание аппарата.
4. Когда касается прав предпринимателей – до инициирования закона надлежит провести анализ регулятивного воздействия, чтобы просчитать экономические последствия для бизнеса, который будет исполнять эти нормы. В пакете законопроекта этого нет, что означает нарушение законотворческой техники.
5. Инициатор обязывает провайдеров полгода хранить голосовые сообщения, письменные тексты, изображения и иные сообщения пользователей. Т.е. бизнес должен хранить весь трафик пользователей сети Интернет, а это вопрос дополнительной финансовой нагрузки на провайдеров, поскольку речь идет о приобретении мощного оборудования, которое сможет в себя вмещать такой массив данных. Бизнес, сегодня переживающий не самые лучшие времена, не сможет потянуть этот объем затрат, поэтому он включит исполнение этой нормы в цену услуги, доставляемой потребителям. Оплата за интернет и другие услуги провайдеров повысится значительно.
6. Как провайдер будет ограничивать доступ к информации, распространенной пользователем на своей странице в соцсети Фейсбук или Инстаграм? У него нет таких технических возможностей. Значит, предлагается блокировать весь Фейсбук или Инстаграм?
7. В очередной раз хотелось бы напомнить, что согласно ст. 31 Конституции КР, каждый из нас имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова. Мнение может не нравиться, или кто-то может счесть, что это заблуждение, все равно каждый имеет на него право. Согласно ст.33 Конституции КР, мы имеем право свободно искать, получать, хранить, использовать и распространять информацию. Поэтому любой человек имеет право высказываться о происходящих в стране событиях.
8. Да, право на свободу слова не абсолютно. Но согласно ст.20 Конституции КР, вмешательство в права и свободы граждан (в том числе право на свободу слова) дозволяется только при четко определенных условиях. Исключения должны быть: 1) установлены законом 2) преследовать определенную цель (защита национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц) 3) быть соразмерны указанным целям.