Омбудсмен Токон Мамытов во второй раз обратился в Генеральную прокуратуру с запросом по поводу прослушивания телефонов политиков и активистов и взлома их аккаунтов в Telegram.
Надзорный орган еще не ответил на обращение омбудсмена. А Министерство внутренних дел, которое и прослушивало телефонные разговоры, отмечает секретность итогов этих «прослушек». Адвокаты жалуются на трудности с изучением дел. Генеральная прокуратура и МВД заявляют, что «прослушка» проводилась в рамках закона.
В сообщении, распространенном Институтом омбудсмена, отмечается, что Токон Мамытов ранее обращался к спикеру Жогорку Кенеша, руководству Генеральной прокуратуры, ГКНБ и МВД.
Акыйкатчи, как сообщили в Институте омбудсмена, повторно обратился в Генпрокуратуру с просьбой разобраться – действительно ли следственный судья изучил все факты и материалы, касающиеся каждого из указанных 100 политиков, депутатов и активистов партий, особенно перечисленных в судебном акте депутатов Жогорку Кенеша, с учетом их особого правового статуса, и были ли следственному судье представлены следователем МВД КР исчерпывающие материалы, дающие основания для прослушивания 100 граждан республики.
О том, что правоохранительные органы прослушивают активистов, общественных деятелей и депутатов, стало известно лишь в конце августа, хотя «следственные мероприятия», как выяснилось, велись с 6 января по 10 февраля в рамках уголовных дел по беспорядкам 5-6-9 октября.
Позже были взломаны Telegram-аккаунты Клары Сооронкуловой и Риты Карасартовой, а их личная переписка и аудиосообщения были опубликованы в соцсетях. Кроме того, взлому подвергся аккаунт юриста Сании Токтогазиевой. Они подозревают, что за этим могут стоять Государственный комитет национальной безопасности и Министерство внутренних дел.
Правозащитница Рита Карасартова выразила свое недовольство тем, что Генпрокуратура не реагирует на такие события:
— Главная обязанность Генеральной прокуратуры – установление верховенства закона. Там должны говорить, что личная жизнь каждого человека – главная ценность и что туда нельзя вмешиваться. Прослушиванием нарушили законы. По каждому из ста человек надо было спрашивать причины. Тогда, ссылаясь на одно уголовное дело, можно прослушивать не сто, а тысячу человек? Я жду, когда Генпрокуратура вынесет предупреждение.
Депутаты Жогорку Кенеша также поднимали вопрос «прослушки». Кроме того, среди граждан, чьи телефоны прослушивались, были и имеющие статус неприкосновенности депутаты. Из-за таких шагов правоохранительных органов возникли вопросы о законности их действий.
Вот как это 8 сентября на заседании Жогорку Кенеша разъяснил заместитель генерального прокурора Турусбек Ишеналиев:
— По действующим законам депутата Жогорку Кенеша нельзя лишь досматривать. Кроме того, его привлекают к ответственности только после ходатайства генерального прокурора и разрешения Жогорку Кенеша. А разрешение на прослушивание телефонов получают на общих основаниях.
Среди прослушиваемых бывших и действующих депутатов, политиков, активистов и правозащитников были и персоны, кто баллотировался на пост главы государства на последних президентских выборах. Среди них оказались Абдиль Сегизбаев, Адахан Мадумаров, Клара Сооронкулова, Курсан Асанов.
По данным МВД, прослушка велась с 6 января по 10 февраля.
Выборы президента прошли 11 января, в них победил Садыр Жапаров. До выборов он занимал пост премьер-министра и исполняющего обязанности президента, перед избирательной кампанией он временно покинул свою должность.
Депутат Жогорку Кенеша Мирлан Жеенчороев заявил, что в стране, где уважают законы, прослушивание кандидатов на пост президента закончилось бы громкими скандалами.
«Это делается с разрешения суда. Я считаю решение суда незаконным. Потому что среди прослушиваемых были не только депутаты, но и кандидаты на пост президента. Прослушивание кандидата в президенты в другой стране закончилось бы скандалом. Тогда появились бы вопросы по итогам президентских выборов. Генеральная прокуратура обязательно должна дать правовую оценку», — считает парламентарий.
Кроме того, Жеенчоров придерживается мнения, что судью Первомайского районного суда Бишкека Чынгызбека Бердимурова, давшего разрешение на «прослушку», необходимо снять с должности и привлечь к ответственности. Об этом депутат говорил еще месяц назад на парламентском заседании.
Тогда Первомайский районный суд заявлял, что судья принял решение в рамках закона:
— Судья вынес законное и объективное решение. Руководитель межведомственной следственной группы подал ходатайство на проведение следственных мероприятий в рамках досудебного производства по октябрьским беспорядкам 2020 года. В рассмотрении ходатайства принимали участие руководители межведомственной следственной группы, Генеральной прокуратуры. Следственный судья удовлетворил ходатайство, он принял такое решение в рамках своих полномочий.
Напомним, 14 сентября МВД задержало Курсана Асанова и финансиста Алмаза Сарыбаева по подозрению в «сговоре с другими лицами для подготовки насильственного захвата власти», ему предъявлено обвинение по 309 статье («Захват власти насильственным путем») Уголовного кодекса КР.
Перед этим в соцсетях распространили аудиозапись телефонного разговора Курсана Асанова и Алмаза Сарыбаева.
Адвокат Курсана Асанова Чынара Жакупбекова 6 октября заявила, что две экспертизы в России и Казахстане пришли к заключению о том, что аудиозапись была смонтирована.
МВД в свою очередь отметило, что назначит другую экспертизу, а анализ, инициированный адвокатами Асанова, проводился без сравнения с другими материалами.
В Первомайском районном суде Бишкека 8 октября начался судебный процесс по беспорядкам 5-6-9 октября 2020 года. Как конфиденциальная информация результаты прослушивания были выделены в отдельный том, и адвокаты не смогли с ними ознакомиться.
В связи с этим адвокат заключенного бывшего президента Алмазбека Атамбаева, Замир Жоошев, чей телефон тоже прослушивали, намерен подать в суд на МВД.
В Кыргызстане и ранее задерживали оппозиционных политиков, чьи телефонные разговоры публиковались в Интернете.
Так, в 2016 году после публикации таких телефонных разговоров задерживали лидеров движения «Элдик парламент» («Народный парламент»). Тогда по обвинению в попытке захвата власти были осуждены Кубанычбек Кадыров, Бектур Асанов, Эрнест Карыбеков, Дастан Сарыгулов, Бекболот Талгарбеков, Торобай Колубаев, Марат Султанов, Александр Гусев, Тойгонбек Калматов. Позже некоторые из них были оправданы судом.