Сразу несколько юристов обратили внимание на то, что законопроект об «иноагентах» (поправки в Закон «Об НКО»), одобренный в профильном комитете Жогорку Кенеша, отличается от версии, которая опубликована на сайте парламента для обсуждения во втором чтении.
Напомним, законопроект принят Жогору Кенешем в первом чтении 25 октября 2023 года. Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша 23 января 2024 года одобрил законопроект во втором чтении.
«В целом версия законопроекта, вынесенная на обсуждение в комитете по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша, существенно отличается от версии законопроекта, рекомендованного в заключении отмеченного комитета к принятию Жогорку Кенешем КР во втором чтении. На заседании комитета приняты исключительно только поправки депутата Надиры Нарматовой, а все остальные письменные замечания и предложения других депутатов Жогорку Кенеша КР были отклонены с формулировкой в связи с принятием поправок депутата Нарматовой», — высказались юристы нескольких организаций.
Моменты, вызывающие наибольшую обеспокоенность:
1. Возвращены из первоначальной версии законопроекта два абзаца, уточняющие понятие «иностранная некоммерческая организация».
Иностранная некоммерческая организация осуществляет свою деятельность на территории КР через свои структурные подразделения — филиалы и представительства.
Структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций – филиалы и представительства иностранных некоммерческих организаций, подлежащие государственной регистрации и приобретающие правоспособность на территории КР со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном законодательством.
2. Исключены из законопроекта некоторые конкретизирующие положения понятия «политическая деятельность».
В понятии «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя» слова «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, ЛБГТ, смены пола, а также социальная и гендерная дискриминация в религиозных организациях, проведение мирных собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера» исключены.
Не относящиеся к политической деятельности мероприятия по охране окружающей среды, деятельность некоммерческих организаций, связанная с участием в обсуждении и принятии законов, а также экспертная и исследовательская деятельность, участие в деятельности рабочих групп, координационных советов и органов исключены.
Остается риск отнесения к политической деятельности каких угодно мероприятий, связанных так или иначе с публичностью и реализацией основных политических прав, гарантированных Конституцией КР.
По мнению юристов, предлагаемая версия понятий «политическая деятельность» и «формы политической деятельности» признают политической деятельностью фактически любую публичную деятельность. Например, выступления, дебаты, комментарии, обращения в госорганы и т. д.
Следовательно, участие в данной деятельности любого НКО, если оно финансируется из иностранного источника, приведет к тому, что организацию могут признать «иностранным представителем». А это в свою очередь закончится чрезмерным госконтролем, ограничит право свободу объединения и на свободу слова, ограничит право реализации гражданами своих фундаментальных прав на участие в управлении государством и на свободу выражения мнения.
3. Статья, регламентирующая открытость некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя, полностью пересмотрена. Однако тенденции усиления и расширения надзорных полномочий уполномоченного государственного органа сохраняются.
В соответствии с законопроектом Нарматовой невыполнение ряда положений будет являться нарушением и основанием для направления письменного уведомления со сроком устранения не более одного месяца:
- руководитель некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя, обязан подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр;
- материалы, производимые и (или) распространяемые некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного представителя, включенными в Реестр, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного представителя;
- некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя, ежегодно представляет в уполномоченный орган аудиторское заключение, полученное от независимого аудитора, если иное не предусмотрено международным договором Кыргызской Республики.
Юристы отмечают, что законопроект, который появился для обсуждения во втором чтении, как и предыдущая версия, содержит расплывчатые и неточные формулировки процедуры обжалования уведомлений контролирующего госоргана и не содержит процедуру обжалования таких уведомлений.
Сохраняется также прямая дискриминация в отношении отдельных организационно-правовых форм НКО, поскольку для других видов некоммерческих и коммерческих организаций законодательство не предусматривает столь жестких подходов к контролю.
4. Законопроект не предусматривает непосредственной перерегистрации НКО, но исходя из того, что законопроектом делается отсылка на то, что НКО, выполняющие функции иностранного представителя, будут регистрироваться в соответствии с законодательством КР о государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств).
Поскольку речь в данном случае идет о решении кабинета министров, то оно может быть принято в ускоренном порядке и без широкого обсуждения. Какие требования в нем будут прописаны, а также какой порядок ведения реестра примет уполномоченный государственный орган, на сегодняшний день определить не представляется возможным.
Кроме того, срок вступления в силу законопроекта также сокращается с трех месяцев до 10 дней, что свидетельствует об исключении разумных сроков для подготовки и принятия качественных подзаконных актов.
Напомним, группа депутатов во главе с Надирой Нарматовой предложила поправки в закон об НКО и Уголовный кодекс. Согласно поправкам, некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, получат статус «иностранный представитель» и войдут в специальный реестр. За создание НКО, «посягающей на личность и права граждан», вводится уголовное наказание в виде штрафов и лишения свободы до десяти лет. Депутаты уже приняли его в первом чтении, что осудил ряд международных сообществ и организаций.