Депутат от провластной фракции «Ата Журт Кыргызстан» Надира Нарматова инициировала поправки в законы, регулирующие деятельность НКО и государственную регистрацию. Она предложила изменения в Уголовный кодекс.
Нардеп предложила ввести понятие «иностранная некоммерческая организация».
Под это определение подпадают структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций, подлежащие госрегистрации и приобретающие правоспособность на территории КР со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных НКО сведений о соответствующем структурном подразделении.
Отдельно прописано, что такое НКО, выполняющая функции иностранного представителя.
НКО признается участвующей в политической деятельности, если, независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе через финансирование) в организации и проведении политических акций для воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими госполитики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, социальной поддержки инвалидов, защиты материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность.
Автор расширяет понятие открытости НПО. Теперь годовая бухгалтерская отчетность НКО, выполняющей функции иностранного представителя, подлежит обязательному аудиту.
НКО представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного представителя, — также аудиторское заключение.
Как коммерческая тайна, финансы НПО, получаемые гранты и расходы, по мнению Надиры Нарматовой, не должны рассматриваться.
Структурные подразделения ИНКО — ежегодно, а НКО, выполняющие функции иностранного представителя, — один раз в полгода представляют СМИ или размещают в интернете отчет о своей деятельности, в том числе о своих учредителях, составе имущества, источниках формирования и направлениях расходования денежных средств.
Плановые проверки НКО, выполняющей функции иностранного представителя, проводятся не чаще, чем один раз в год.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
- истечение содержащегося в предупреждении срока устранения нарушения уполномоченного органа, ранее вынесенного НКО, выполняющей функции иностранного представителя;
- поступление в уполномоченный орган информации от госорганов, МСУ о нарушении НКО законодательства КР в сфере ее деятельности;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Уполномоченный орган в сфере государственной регистрации контролирует работу НКО в соответствии с целями, предусмотренными ее учредительными документами.
Уполномоченный орган вправе у НКО:
- запрашивать у органов управления НКО их распорядительные документы;
- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов госстатистики, налоговых органов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
- направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях;
- проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом;
- в случае выявления нарушения законодательства КР или совершения НКО или ее структурным подразделением действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное НКО, может быть обжаловано в вышестоящем органе или в суде;
- приостанавливать своим решением на срок не более шести месяцев деятельность НКО, которая не подала заявление о включении ее в реестр НКО, выполняющих функции иностранного представителя, в соответствии с законом. Решение о приостановлении деятельности такой некоммерческой организации может быть обжаловано в суде.
Если НКО не представит отчет об исправлении в установленный срок по требованию законодательства, то она может быть исключена из реестра филиалов и представительств международных организаций и ИНКО по решению уполномоченного органа в сфере госрегистрации.
Банковские вклады для погашения штрафов использовать запрещается.
У уполномоченного госоргана будет право запрета на направление денег и имущества определенным получателям.
«Это делается для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц», — говорится в справке-обосновании.
При регистрации НКО в КР нужно писать заявление для внесения в реестр двух типов:
- о включении в реестр НКО, выполняющих функции иностранного представителя;
- на регистрацию юрлиц с иностранным участием, в том числе выполняющих функции иностранного представителя, филиалов (представительств) иностранных юридических лиц и юридических лиц с иностранным участием, в том числе выполняющих функции иностранного представителя, за исключением юридических лиц, филиалов (представительств).
В Уголовный кодекс КР вносится статья, в которой говорится, что создание некоммерческого объединения, филиала, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами либо побуждением их отказаться от исполнения своих обязанностей, с подстрекательством к противоправным действиям, карается штрафом до 100 тысяч сомов или лишением свободы сроком до пяти лет.
«Активное участие в деятельности объединений, указанной в части 1 статьи, а равно пропаганда деяний таких организаций наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 200 тысяч сомов или лишением свободы на срок до 10 лет», — уточняется в предлагаемой статье.
Напомним, будучи депутатом пятого созыва, Надира Нарматова в соавторстве с Турсунбаем Бакир уулу предлагала аналогичный документ. На 80 процентов он был списан с российского аналога. Проект закона в 2016 году отклонили в третьем чтении члены шестого созыва.