Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Министерство юстиции вынесло на обсуждение проект закона «О нормативных правовых актах». Документ могут принять уже в следующем году. Это несмотря на серьезные риски, которые он в себе несет.

Предлагается сократить сроки общественного обсуждения и ряд других нововведений.

В институте бизнес-омбудсмена проанализировали документ и выяснили, как предлагаемые поправки скажутся на предпринимателях Кыргызстана.

«Мы поддерживаем идею оптимизировать процесс нормотворчества с усилением на качественное содержание, повышение результативности и эффективности разрабатываемых и принимаемых нормативных правовых актов. Но в документе есть противоречия, на которые следует обратить особое внимание», — подчеркнули в организации.

Исключить АРВ

Один из самых опасных пунктов документа — исключение обязательности анализа регулятивного воздействия при подготовке законопроектов. Но именно инструмент АРВ — единственный, благодаря которому представители бизнеса могут напрямую участвовать в разработке касающегося их работы законодательства.

Механизм АРВ способствует проведению всестороннего анализа вводимого регулирования и определению последствий воздействия проектов НПА на развитие предпринимательства. В том числе по нему идет оценка исков, затрат и выгод как для бизнеса, государства, так и для всего общества. Благодаря такому подходу сохраняется баланс интересов всех сторон. Кроме того, АРВ позволяет проводить последующий мониторинг воздействия принятых НПА на предпринимательскую деятельность.

Отметим, что именно необходимость проведения АРВ неоднократно помогала предпринимателям останавливать еще на этапе обсуждения сомнительные инициативы чиновников. Да и сами министерства и ведомства после проведения анализа регулятивного воздействия понимали пробелы в законопроектах и исправляли их.

Но сейчас предлагается заменить эту процедуру подготовкой концепции к законопроектам.

«При этом законопроектом не предусматривается доступ и участие субъектов бизнеса в подготовке концепции проекта и разработке проекта закона. Это противоречит конституционному праву участия граждан в обсуждении и принятии законов, решений республиканского и местного значения. Концепция законопроекта не предусматривает и создание какой-либо рабочей группы с участием субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций, экспертов и простых граждан», — отмечают в институте бизнес-омбудсмена.

Для недопущения дисбаланса при принятии законов, регулирующих деятельность предпринимателей, институт бизнес-омбудсмена рекомендует включить нормы по проведению АРВ в законопроект.

Более того, регулирование предпринимательской деятельности проводится нормативными правовыми актами, например, законами и/или постановлениями. Но законопроект предлагает подготовку концепций лишь к проектам законов, то есть по всем остальным проектам нормативных правовых актов никакого анализа проводиться не будет. Это положение, определенно, будет нести большие риски на деятельность субъектов бизнеса.

Успеть за семь дней

Еще одна опасная норма законопроекта — сокращение сроков общественного обсуждения. Сейчас нормативно-правовые акты (НПА), затрагивающие права и интересы граждан и юридических лиц, регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат размещению на официальных сайтах для общественного обсуждения. Причем срок его составляет не менее одного месяца.

Минюст предлагает сократить сроки общественного обсуждения до одной недели в определенных случаях.

«Фактически предлагаемая норма может позволять власти принимать НПА с проведением даже однодневного срока общественного обсуждения. Проект закона призван оптимизировать процессы рассмотрения нормативных правовых актов за счет сокращения сроков обсуждения. Но каким образом данная эффективность будет достигнута, остается неясным», — поясняют в институте бизнес-омбудсмена.

Так, сроки для обсуждения предлагается сократить для проектов НПА, регулирующих права граждан и юридических лиц в условиях обстоятельств непреодолимой силы. При этом документы должны пройти предварительное обсуждение с вовлечением широкого круга заинтересованных лиц при отсутствии принципиальных возражений с их стороны и прошедших обсуждение на круглых столах и встречах.

Предприниматели не верят, что предварительное обсуждение действительно будет проходить эффективно, а не так, как это выгодно чиновникам. Слишком уж часто за последние два года принимались нормы, которые касались бизнеса, но он узнавал о них постфактум и едва успевал отреагировать. Если успевал вообще.

Отметим также, что сокращение сроков общественного обсуждения проектов законов и других НПА не соответствует международной практике. Например, минимальный срок общественного обсуждения в Германии составляет 4 недели, в Финляндии — 6–8 недель, в Эстонии — 4 недели, в Латвии — 30 дней.

Поменять иерархию НПА

Законопроектом вносится новшество в части иерархии нормативных актов. Предлагается приравнять юридические силы кодекса и закона. Вводится также положение о том, что нормы кодексов применяются в той части, в которой не урегулированы в специальных законах. При этом не указано, для чего предлагается приравнять юридические силы кодекса и закона.

«Важно отметить, что эта норма противоречит Налоговому кодексу. По нему устанавливается приоритетность Налогового кодекса страны над актами налогового законодательства и другими нормативными правовыми актами. Аналогичная норма предусмотрена в Водном, Бюджетном и других кодексах. То есть существующая структура нормативных правовых актов предусматривает принцип приоритета кодекса над другими законами, который отражен в различных нормативных правовых актах. И принятие данного законопроекта будет противоречить им», — предупредили в институте бизнес-омбудсмена.

Поэтому это положение предлагается исключить и оставить действующую структуру, согласно которой кодекс имеет более высокую юридическую силу, чем закон.

Институт бизнес-омбудсмена рекомендует не жертвовать качеством в угоду количества и скорейшего принятия законов и иных нормативных правовых актов, а устанавливать адекватные сроки общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов для их качественной разработки.

Отметим, что юристы правовой клиники «Адилет» также проводили анализ законопроекта о нормативно-правовых актах. Они также призывали исключить нормы о сокращении сроков общественного обсуждения. Об этом же неоднократно говорили и представители бизнеса. Но чиновники упрямо гнут свою линию.

https://24.kg/ekonomika/253787/