В августе 2021 года президент Садыр Жапаров подписал Закон «О защите от недостоверной (ложной) информации», который больше известен как закон о фейках.
По нему без решения суда можно блокировать интернет-страницы СМИ и других ресурсов, а также соцсети. По мнению экспертов, вводится цензура.
Большинства кыргызстанцев он не коснется, но позволит влиять на СМИ, политиков, блогеров и гражданских активистов.
Отметим, что нужны нормативно-правовые акты, которые будут регулировать работу закона. И в данный момент Минкультуры занимается их разработкой.
Kaktus.media решил узнать, как обстоят дела с этим законом и когда ждать введения интернет-контроля со стороны государства.
На вопросы ответил заведующий отделом лицензирования Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики Бектур Ибрагимов.
— Расскажите, на какой стадии находится разработка всех необходимых нормативно-правовых актов к Закону «О защите от недостоверной (ложной) информации». Ведь за него ответственно Минкультуры.
— Жогорку Кенеш в июле одобрил данный закон, а 25 августа президент Садыр Жапаров его подписал. В нем заложен трехмесячный срок, за который правительство КР должно выпустить подзаконные акты.
Вообще законом занимаются Министерство цифрового развития и Минкультуры. Мы занимаемся разработкой порядка рассмотрения и удаления фейковой информации из Сети.
Сейчас создана межведомственная рабочая группа, куда приглашались представители Минэкономики, Минфина, ГКНБ, Минцифры и МВД. Но Минфин отказался от участия в этой группе.
На сегодня документ не разработан, группа завершает разработку драфта, но самого текста нет. При работе столкнулись с рядом проблем.
Например, в законе до сих пор нет понятия Интернета, кроме как в Законе «О выборах». Этого определения нет ни в Законе «О СМИ», ни в Законе «О цифровизации», ни в концепции информационной безопасности страны. Мы опаздываем с разработкой, и, по идее, уже сейчас должно идти обсуждение с госорганами и гражданским обществом.
— Обсуждается ли вопрос создания отдельного ведомства или департамента для курирования данного вопроса?
— Мы предлагали такую идею. Но пока мы разрабатываем положение о работе. Министерство предлагало создать госорган по мониторингу интернет-пространства. Но отсутствуют финансы.
Источником финансирования будет только государственный бюджет. Предлагается создать центр мониторинга при Минкультуры, возможно, это будет и самостоятельное ведомство, но вообще лучше при министерстве, ведь оно курирует информационную политику.
— Каковы будут численность и структура штата?
— Там обязательно должны присутствовать теологи, переводчики, юристы, лингвисты. Нужно от 50 и более человек. Но в этой истории два компонента — техническое блокирование и изучение компонента.
Надо определять источник угрозы для блокировки, то есть нужны как техника, так и человеческие ресурсы. У нас ранее работал департамент массовых коммуникаций, который ликвидировали. Мы же предлагаем создать новый орган либо расширить действующий департамент.
— Вопрос техобеспечения стоит также остро. Что обсуждалось для его решения? Обсуждалась ли оплата экспертизы?
— Этот вопрос надо рассматривать позже, потому что сначала надо решить вопрос с созданием центра. Год ему надо поработать.
— Ожидается ли влияние силовых ведомств на работу ведомства?
— Без них никак, потому что есть угроза национальной безопасности, экстремистская и террористическая угрозы, и мы будем плотно с ними работать.
— В бюджете огромная дыра. Является ли исполнение закона первостепенной задачей?
— Вопрос приоритета: если необходимо, то деньги найдут. Мы составим смету и положение, и если будет необходимо, то средства найдут.
Но средства на создание ведомства и развитие в бюджете 2022-2023 годов не заложены.
Прежде чем что-то предложить общественности, нужно это разработать. Мы будем приглашать СМИ на общественные обсуждения.