С началом работы Жогорку Кенеша КР 6-го созыва возникли различные трудности и вопросы, касающиеся деятельности журналистов по освещению мероприятий ЖК КР и их аккредитации в ЖК КР.
Чем руководствуется сейчас Пресс служба ЖК при решении вопроса, кого из журналистов допускать на мероприятия ЖК?
Любая деятельность государственного органа должна быть обоснована и регламентирована каким-либо нормативным правовым актом.
В настоящее время, Правила аккредитации журналистов средств массовой информации в Жогорку Кенеше Кыргызской (далее Правила аккредитации), утвержденные Распоряжением Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от «28» декабря 2010 года № 135-ОД, не имеют юридическую силу по следующим причинам:
Так, согласно пункту 4 статьи 2 Закона КР “О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики” “Полномочия Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия присяги большинством депутатов конституционного состава на его первом заседании. Полномочия прежнего созыва прекращаются со дня первого заседания Жогорку Кенеша”. Первая сессия ЖК КР VI созыва состоялась 28 октября 2015 года.
Кроме того, в пункте 4.1. Правил аккредитации говорится: “Настоящие Правила вступают в силу с момента подписания его Торага Жогорку Кенеша и действуют до истечения срока полномочий Жогорку Кенеша пятого созыва”, таким образом, Правила аккредитации перестали действовать 28 октября 2015 года.
Насколько нам известно, нормативный правовой акт, а именно соответствующее Положение, регулирующее вопросы аккредитации представителей СМИ в ЖК еще не принято. Соответственно, возникает вопрос, чем руководствуются представители Пресс службы ЖК при решении вопроса о том, кого из журналистов допускать на мероприятия ЖК до тех пор, пока не будет принято законное решение об аккредитации представителей СМИ?
Относительно лишения аккредитации журналистов во время работы ЖК КР V созыва
На данный момент несколько журналистов, лишенных аккредитации во время работы ЖК КР прошлого V созыва не допускаются на мероприятия ЖК для их освещения.
Позиция представителей ЖК КР по этому вопросу не ясна, а также вызывает сомнения в ее законности.
Так, хотя Законом Кыргызской Республики о защите профессиональной деятельности журналиста и ранее действовавшими Правилами аккредитации не предусмотрен срок, на который журналист может быть лишен аккредитации, однако, следуя логике закона, можно предположить, что журналист лишается конкретной аккредитации, которая была ему предоставлена сроком на один сессионный год, согласно пункту 1.1. Правил об аккредитации, это не значит, что он не может подать на аккредитацию в следующем сессионном году. Лишение аккредитации является мерой наказания (санкцией) представителя СМИ за действия, нарушающие требования законодательства. Однако, любое наказание не может быть бесконечным.
Журналист, лишенный однажды аккредитации должен осознать свои ошибки и не допускать их впредь. Это не значит, что теперь он не сможет быть аккредитован в ЖК КР, такая позиция противоречит положениям Конституции КР.
Отметим, что согласно статье 13 Закона Кыргызской Республики о защите профессиональной деятельности журналиста “Должностные лица государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за:… необоснованный отказ в аккредитации или неоправданное прекращение аккредитации”.
В Кыргызской Республике Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие (пункт 1 статьи 6 Конституции КР).
Согласно пункту 2 статьи 16 Конституции Кыргызской Республики “Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств”. Мы расцениваем решение о непредоставлении аккредитации журналистам в Жогорку Кенеше нового созыва, основанное на том, что во время работы Парламента прошлого созыва данный журналист был лишен аккредитации дискриминационным. Таким образом, на этом журналисте ставится пожизненное клеймо “плохого журналиста” и он больше не допускается к работе в ЖК КР.
Даже преступники, совершившие более серьезные правонарушения не несут ответственность за него всю жизнь. Лишение аккредитации не может носить пожизненный характер. В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Конституции КР “Никто не должен повторно нести юридическую ответственность за одно и то же правонарушение”. Лишение аккредитации есть мера юридической ответственности, применяемая к журналисту за его виновные действия. Если же в новом созыва ЖК журналист будет лишен аккредитации за предыдущие деяния, за которые он уже понес наказание, это будет расцениваться как нарушение конституционных прав журналиста.
Более того, это будет расценено как нарушение Жогорку Кенешем своих обязанностей как государственного органа. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 20 Конституции КР “2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям.
Запрещается принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.
Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией”.
Хотелось бы напомнить, что согласно Конституции КР государственная власть в Кыргызской Республике основывается в том числе и на принципе открытости и ответственности государственных органов перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа. Принцип открытости также закреплен в Законе КР “О Регламенте ЖК КР”.
Необоснованно ограничивая доступ СМИ к своей деятельности, Жогорку Кенеш противоречит своим основополагающим принципам.
ОФ «Центр Медиа Развития»