Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Общественный фонд «Правовая клиника «Адилет» провел анализ проекта закона «О средствах массовой информации». Об этом говорится в поступившем в редакцию пресс-релизе.

Как уточняется, законопроект был размещен 28 сентября текущего года на сайте кабинета министров для общественного обсуждения. Он предполагает замену действующего закона о СМИ, который был принят в 1992 году. Инициатором выступает служба информационной политики администрации президента.

Kaktus.media публикует справку правовой клиники «Адилет» о проведенном анализе законопроекта:

«Проведенный анализ показал наличие серьезных рисков неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий прав человека на свободу выражения мнения. Отдельные положения законопроекта ставят под угрозу деятельность независимых СМИ и журналистов, включая зарубежные СМИ. Предусматривается ввести целый ряд различных оснований и требований, содержащих также чрезвычайно расплывчатые формулировки запретов, несоблюдение которых может приводить к ликвидации СМИ. Существенным образом усложняются процедуры регистрации СМИ, статус которых будет распространяться также на веб-сайты. Ряд предлагаемых проектом норм не соответствуют базовому принципу правовой определенности, что может приводить к произвольному применению закона на практике, в некоторых статьях усматривается дискриминационный подход.

По итогам анализа можно сделать вывод о том, что принятие законопроекта в том виде, в каком он размещен для общественного обсуждения, может приводить к закату демократии в Кыргызстане.

Основные риски для фундаментальных прав человека

Законопроектом устанавливается запрет на учреждение (создание) СМИ со стороны иностранных физических и юридических лиц, а также лиц без гражданства. Зарубежные СМИ и их корреспонденты смогут осуществлять деятельность в Кыргызстане только после регистрации/аккредитации в уполномоченном государственном органе. В перспективе документ содержит высокую вероятность изоляции информационного пространства Кыргызстана от внешнего мира. Учитывая складывающиеся тенденции по стремительному сокращению демократического пространства, возникают вполне обоснованные опасения о том, что этот законопроект в числе прочих инициатив нацелен на установление жестких ограничений плюрализма мнений, являющегося неотъемлемой частью любого демократического общества. Усматриваются попытки установить цензуру с тем, чтобы не допускать публичного распространения какой-либо информации, которая была бы нежелательной для узких интересов лиц, обладающих государственной властью.

Веб-сайты приравниваются к СМИ и должны будут регистрироваться, а их деятельность будет подлежать более детальному государственному регулированию.

Предпринимается попытка установить ограничения свободы слова не только в отношении СМИ, но в целом в Интернете путем установления общего запрета на распространение информации, запрещенной разными законами без их уточнения. Формально предлагаемый запрет может охватывать самые разные формы жизнедеятельности физических лиц, блогеров, правозащитников, активистов и других субъектов в процессе реализации свободы выражения.

Устанавливается ряд конкретных ограничений и запретов в деятельности СМИ, некоторые из которых содержат чрезвычайно расплывчатые формулировки, создавая тем самым благоприятные условия для злоупотребления властью со стороны должностных лиц.

Значительно расширяются возможности принудительной ликвидации СМИ путем приостановления, прекращения деятельности СМИ, а также признания недействительным свидетельства о государственной регистрации СМИ. Предлагается жесткая система санкций, позволяющая прекращать работу СМИ в случае допущения более одного раза в течение одного года нарушения устанавливаемых запретов. Документом не учитывается тяжесть нарушений, которые потенциально могут быть допущены со стороны СМИ. Кроме того, свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным в случае, если СМИ не выходит в свет (в эфир) более трех месяцев.

Существенно усложняются процедуры регистрации и перерегистрации СМИ, увеличивается перечень информации, подлежащей предоставлению в регистрирующий орган. Для регистрации необходимо будет заранее сообщать примерную тематику, специализацию; предполагаемую периодичность выпуска, максимальный объем СМИ; источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором и т. д.

Законопроектом предусмотрено, что закон вступает в силу с 1 апреля 2023 года. Документ был размещен для общественного обсуждения 28 сентября 2022 года, следовательно, он может быть внесен в Жогорку Кенеш по истечении месячного срока, т. е. не ранее 29 октября текущего года. Таким образом, парламенту и другим органам власти отводится 5 месяцев для его рассмотрения в случае, если указанный выше срок не будет изменен. Эти обстоятельства говорят о стремлении администрации президента форсировать принятие законопроекта в ускоренном порядке.

Законопроектом предписывается, что до 1 июня 2023 года все СМИ должны будут пройти перерегистрацию. При этом СМИ, не прошедшие перерегистрацию, будут признаны ликвидированными. Таким образом, СМИ Кыргызстана, а также всем другим субъектам, которые будут признаваться СМИ в соответствии с положениями исследуемого законопроекта, отводится только два месяца для прохождения процедуры регистрации.

Столь краткие временные рамки наряду с целым массивом существенных изменений правового регулирования деятельности СМИ вполне могут привести к тому, что многие СМИ не успеют зарегистрироваться, что автоматически приведет к их ликвидации.

Кабинету министров поручается в срок до 1 апреля 2023 года внести в парламент соответствующие проекты законов, а также принять необходимые постановления и другие решения, направленные на реализацию данного законопроекта. Эти положения могут говорить о том, что органы исполнительной власти фактически уже приступили к разработке соответствующих документов, которые, в том числе, могут быть направлены на установление механизмов ответственности».

Полный текст отчета об анализе, а также предложения и рекомендации к законопроекту прилагаются в прикрепленных документах.

https://kaktus.media/468848