В Кыргызстане 7 ноября отметили День информации и печати. Но поводов для радости у медиасообщества практически нет.
Закон КР «О средствах массовой информации» был принят в 1992 году. Несмотря на то, что Кыргызстан считается лидером среди стран Центральной Азии по уровню свободы слова, в последние годы в республике усилилось давление на свободные СМИ, независимых журналистов и блогеров.
На сегодня ряд таких работников пера и активистов находится под стражей в связи с ситуацией вокруг Кемпирабадского водохранилища. А до этого большой резонанс вызвали судебные разбирательства в отношении журналиста-расследователя Болота Темирова и телеканала Next TV. В то же время временная блокировка сайта «Азаттык» и банковского счета учреждения усилили беспокойство среди медиаизданий и сотрудников СМИ страны.
Вспомним журналистов и блогеров, которых с начала 2022 года вызывали на допросы, возбуждали в их отношении уголовные дела и которые до сих пор находятся в заключении. Кстати, в связи с тем, что в последние годы в стране активно развивается гражданская журналистика, часть попавших под давление журналистов работает в официально зарегистрированных СМИ, а других можно назвать блогерами, которые свободно выражают свое мнение на своих страницах в социальных сетях и освещают различные события в стране.
«Как закалялась сталь»
В начале года большое возмущение общественности вызвало задержание по подозрению в незаконном хранении наркотиков журналиста-расследователя Болота Темирова. Вечером 22 января в офисе его команды Temirov LIVE был проведен обыск, вместе с ним был арестован его коллега, акын Болот Назаров. При активной поддержке гражданского общества позже их перевели на домашний арест.
На YouTube-канал Temirov LIVE публикуются различные журналистские расследования о родственниках таких высокопоставленных лиц, как президент Садыр Жапаров или председатель Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев. Перед арестом Болота Темирова редакция выпустила расследование о сомнительных схемах при экспорте мазута, произведенного госкомпанией «Кыргызнефтегаз», к которым могут иметь отношение родственники главы ГКНБ. Но сам Камчыбек Ташиев назвал все это «откровенной клеветой».
В отношении Болота Темирова было возбуждено несколько уголовных дел, а судебный процесс длился почти год. Наконец, 28 сентября Свердловский районный суд города Бишкека оправдал его по двум эпизодам – незаконное хранение наркотиков и незаконное пересечение государственной границы. А по двум другим эпизодам – использование поддельного военного билета и поддельного временного удостоверения личности при получении паспорта (обвинения были предъявлены по статье «Подделка документов») – его признали виновным, но освободили от наказания в связи с истечением срока давности преступления.
На сегодня известно, что Генеральная прокуратура КР обжаловала этот вердикт и подала апелляцию в вышестоящую инстанцию.
«Силовые структуры составили жалобу с нарушениями закона. Согласно этому документу, мы, оказывается, должны доказать, что не виновны. Но это не правильно. Если не представлено достаточно доказательств вины подозреваемого, то он считается невиновным. Понятно, что они хотят осудить по поддельным доказательствам. Правоохранительные органы – это орудие властей. Мы продолжим нашу деятельность. Готовятся расследования. И мы не отступим от нашей главное цели – положить конец беззакониям власти», – заявил 41-летний Болот Темиров, который известен своими острыми журналистскими расследованиями не только в Кыргызстане, но и за его пределами. В 2021 году Госдепартамент США объявил его обладателем награды «Поборник борьбы с коррупцией».
Кто еще побывал под арестом
Директор телеканала Next TV Таалайбек Дуйшенбиев провел под стражей 7 месяцев. 3 марта ГКНБ открыл уголовное дело на это СМИ по факту «возбуждения межнациональной вражды», арестовав руководителя. Вещание канала сразу же было прервано.
По версии следствия, это Next TV распространил «ложную информацию о якобы достигнутой договоренности об оказании Кыргызской Республикой военной помощи России в ходе специальной операции на территории Украины, ссылаясь в качестве источника информации на бывшего руководителя спецслужбы Казахстана».
21 сентября Первомайский районный суд города Бишкека признал Таалая Дуйшенбиева виновным и приговорил его к 5 годам лишения свободы. Но его освободили от наказания, применив пробационный надзор сроком на 3 года. Выйдя из зала суда директор Next TV заявил, что невиновен и что он продолжит свою работу.
Почти столько же, около 7 месяцев, под стражей пробыл еще один журналист – Куттумидин Базаркулов, который вышел на свободу в июне. Суд признал его виновным, но его отпустили — по истечению сроков давности преступления. Задержали журналиста дома 27 ноября 2021 года, обвинив по статье «Злоупотребление должностным положением» Уголовного кодекса КР. Обвинение считает, что в 2015 году, в бытность Куттумидина Базаркулова руководителем Джалал-Абадской областной телерадиокомпании, при проведении тендера был нарушен закон – закуплена некачественная техника. Следствие оценило ущерб в 3 млн сомов. В последнее время журналист активно критиковал тех, кто пришел к власти после октябрьских событий 2020 года, и организовывал различные видеодискуссии в Интернете.
Также 4 месяца под арестом провел 19-летний блогер Ырыс Жекшеналиев, который критиковал власти, размещая на своих страницах в соцсетях заявления гражданских активистов, а также в прямом эфире освещая различные политические события. Сообщалось, что причиной его задержания стало то, что на администрируемой им Фейсбук-странице «Полит Узник» он опубликовал давнее видеообращение экс-главы ГКНБ Абдиля Сегизбаева по поводу месторождения Жетим-Тоо.
Задержание 19-летнего блогера усилило критику общественности в адрес властей страны. 26 октября Бишкекский городской суд пересмотрел ему меру пресечения и поместил под домашний арест. Сам активист считает, что нарушается закрепленное в Конституции право граждан Кыргызстана на свободное выражение мнения.
В конце марта по подозрению в причастности к смерти журналистки Арзыгуль Галымбетовой была задержана Батмакан Жолболдуева – автор YouTube-канала «Батма-бат», на который подписано 49 тысяч пользователей. 18 августа ее отпустили под домашний арест.
Напомним, корреспондент издания АКИпресс Арзыгуль Галымбетова скончалась в ночь на 26 марта в возрасте 37 лет. Позже в милиции сообщили, что по данному факту возбуждено уголовное дело по статье 127 («Причинение смерти по неосторожности»)УК КР, в рамках которого и задержали Батмакан Жолболдуеву, так как покойная, как оказалось, 25 марта обращалась в милицию с заявлением на блогершу. Последняя в свою очередь занималась проверкой санитарного состояния, сроков годности товаров в столовых и магазинах в Баткенской области КР.
«Я не понимаю логики задержания журналистов. В законе четко указано, когда [можно] арестовать человека. При рассмотрении меры пресечения учитываются два фактора: не сбежит ли подозреваемый и не станет ли препятствовать следствию. Журналисты не проходят по обоим этим требованиям. А вот очень быстро оказывающиеся под домашним арестом политики, как раз очень подходят. Но решения принимаются по совершено разной логике. На самом деле это просто сигнал о том, чтобы, мол, отныне молчите», – говорит журналист Семетей Аманбеков.
Освещающий темы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, независимый 41-летний журналист Семетей Талас уулу недавно был задержан на 48 часов по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей «Изготовление, распространение экстремистских материалов» УК КР. Как оказалось в 2021 году он поделился на своей Facebook-странице материалом по Афганистану, из-за чего и было открыто дело. 3 ноября Первомайский райсуд столицы поместил его под домашний арест, и теперь без разрешения следователя он не может покинуть территорию города Бишкека и Чуйской области. В последние дни Семетей Талас уулу часто писал об усилении давления на свободу слова и незаконных задержаниях политиков, гражданских активистов по «Кемпирабадскому делу».
В ночь на 4 ноября была задержана журналистка Санрабия Сатыбалдиева. Ее через 48 часов отпустили под подписку о невыезде, но она сразу была госпитализирована. В милиции сообщили, что беременная корреспондентка подозревается в вымогательстве денежных средств у депутатов Жогорку Кенеша. Омбудсмен КР Атыр Абдрахматова назвала «бесчеловечностью», что молодую женщину задержали, несмотря на состояние ее здоровья. С весны этого года Санрабия Сатыбалдиева живет в Бишкеке, до этого работала в Джалал-Абадской области в газетах «Аймак», «Взгляд» и на телеканале «Чолпон ТВ». Свой арест она объясняет профессиональной деятельностью и критикой в адрес высокопоставленных чиновников.
Написал пост − получил предупреждение
В Кыргызстане есть и журналисты, которые получили предупреждения от силовых структур за свои посты в социальных сетях. Так, в июне предостережение от ГКНБ получил журналист Канат Каниметов, который на своей странице в Facebook опубликовал пост о смерти политолога Марата Казакпаева. В частности, он выразил мнение, что покойного «убили», специально не оказывая помощь и до конца удерживая в СИЗО.
А до него на допросе в спецслужбе побывал блогер Бакмурат Токтогулов, который также получил предупреждение. Он известен тем, что публиковал на своей странице в Facebook посты с критикой в адрес властей КР.
«Теперь нужно нам и самим быть безупречными, чтобы нас не могли показать плохими по всяким поводам. Должны перестать выгораживать политиков, говоря «земляк» и так далее. Одним словом, настало время очищаться, чтобы у властей не было возможности за что-то зацепиться. Сейчас даже брать у кого-то взаймы становится опасным», − констатировала редактор издания «ПолитКлиника» Дильбар Алимова.
Остаются под стражей
Между тем, с июня под стражей по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей «Массовые беспорядки», содержится известный в соцсетях как Адилет Балтабай блогер Адилет Али Мыктыбек. Уголовное дело в его отношении также возбуждено в связи с публикациями блогера на своей Facebook-странице, где он активно освещал различные акции в Бишкеке и выступал на них.
В конце прошлого месяца, когда были произведены аресты более чем 20 политиков и активистов Кыргызстана в рамках расследования «Кемпирабадского дела», в заключении оказались журналист Айданбек Акматов, а также блогеры Эрлан Бекчоро уулу и Атай Бейшенбек. Всех их подозревают по статье «Подготовка к организации массовых беспорядков» УК КР.
Айданбек Акматов с 1997 по 2017 годы сотрудничал с Радио «Азаттык» как корреспондент и политический обозреватель. В последние годы он как свободный журналист публиковал на своей Facebook-странице критику на решения властей, подкрепляя это цифрами и анализом, предлагая при этом свои решения. А журналист Эрлан Бекчоро хоть и не работал в СМИ, но как блогер освещал политические события и публиковал заявления оппозиции.
Гражданский активист Атай Бейшенбек в последние год-два стал известен как политический блогер с большой аудиторией в Facebook. Он требовал от руководства страны прозрачности в вопросах, касающихся Кумтора, внедрения ККМ, налогов и в вопросе Кемпирабадского водохранилища. Иногда он публиковал различные материалы, ссылаясь на данные своих источников.
«До прихода к власти Садыр Жапаров находился в заключении, куда попал по обвинению в «захвате власти», так как выразил свое мнение. А нынешний руководитель службы информационной политики администрации президента Дайыр Орунбеков подвергался преследованию при бывшем главе государства Алмазбеке Атамбаеве. И чтобы помочь ему оплатить штраф, представители гражданского общества, активисты и журналисты проводили различные акции. Но к сожалению, ни Садыр Жапаров, ни Дайыр Орунбеков не помнят, что пережили когда-то сами, и мы снова наступаем на те же грабли. Если они думают, что запугиваниями журналистов и закрытием редакций смогут ограничивать свободу, став Туркменистаном или Северной Кореей, то они ошибаются. Кыргызы были свободными еще до прихода демократии. В результате последних событий журналистика может станет острее, но не замолчит», – говорит медиаэксперт Айбек Турдалиев.
Уголовные дела и блокировка сайтов
В первый день февраля Генпрокуратура КР сообщила, что по факту публикации на сайте Kaktus.media информации о вооруженном конфликте на границе Кыргызстана и Таджикистана возбуждено уголовное дело по статье 407 («Пропаганда войны») УК КР. В мае стало известно, уголовное дело за отсутствием состава преступления прекращено.
А в конце августа информационное агентство 24.kg сообщило о попытке блокировки своего сайта. Как отмечалось, Служба по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития КР разослала интернет-провайдерам письмо, согласно которому по решению Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики страны надлежит на два месяца приостановить работу сайта или страницы сайта 24.kg. Это в свою очередь вызвало возмущение общественности. А чуть позже решение о блокировке новостного портала было отменено.
Оба эти издания известны своим оперативным освещением политических событий и раскрытием запутанных случаев коррупции, преступности со ссылками на данные собственных источников.
На основании Закона КР «О защите от недостоверной (ложной) информации» Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики 26 октября приняло решение заблокировать на два месяца сайты «Азаттык Медиа». А 31 октября стало известно, что заблокированы счета СМИ в «ДемирБанке».
«Такая эскалация со стороны властей Кыргызстана похожа на нарушение законов КР. Мы будем бороться с этой попыткой заставить замолчать наших журналистов», −подчеркнул президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флай, комментируя происходящее.
Медиасообщество раскритиковало власти страны за препятствия, с которыми столкнулось Радио «Азаттык». Так, основатели и главные редакторы СМИ КР обратились к президенту страны Садыру Жапарову, Жогорку Кенешу, председателю ГКНБ Камчыбеку Ташиеву, генпрокурору Курманкулу Зулушеву, министру внутренних дел Улану Ниязбекову и к министру культуры, информации, спорта и молодежной политики Алтынбеку Максутову. Более 30 человек отметили, что «в последнее время наблюдается беспрецедентное давление на независимых журналистов и СМИ».
«Заводятся уголовные дела, ограничивается доступ к информации, инициируются и принимаются законы, ограничивающие свободу слова. Налицо организованная и спланированная кампания по дискредитации журналистов. Инициируются митинги и сборы подписей с требованием закрыть независимые СМИ. На акциях звучат открытые угрозы сжечь редакции и применить другие незаконные методы воздействия на представителей прессы, при этом правоохранительные органы не реагируют на такие факты», − говорится в этом заявлении.
28 октября медиасообщество Кыргызстана объявило информационную кампанию против давления на СМИ − #күччындыкта #силавправде.
«Чем больше усиляется давление на медиасообщество, тем оно сильнее и сплоченнее. Несколько лет, когда было открыто дело против «Вечернего Бишкека», а потом «Занозы», поддержку оказали не так много редакций. А в этот раз объединились и оказывают поддержку около двадцати редакций. И данная инициатива была очень быстро организована, сразу встретила понимание. Чем сильнее давление, тем больше сопротивление. Но ни к чему хорошему это не приведет. Будет брошена тень на имидж страны. Международные доноры отслеживают ситуацию. Наши власти постоянно получают гранты. А значит, для руководства страны имеется риск в финансовом плане со стороны международных организаций», − говорит главный редактор издания Kaktus.media Дина Маслова.
Медиасообщество не раз выражало свою обеспокоенность тем, что в последние пять лет усилились тенденции интернет-буллинга и различного рода очернений в адрес журналистов и блогеров, что не есть хорошо. К примеру, после ареста журналиста-расследователя Болота Темирова в Интернете стали распространятся различные видеоролики, очерняющие команду Temirov LIVE. При этом скрытно сделанные записи намеренно были искажены и смонтированы с целью фальсификации информации.
Кроме того, было организовано несколько акций с требованиями закрыть издания «Азаттык», «Клооп» и kaktus.media. Один из последних таких митингов прошел у офиса «Азаттыка» в конце октября, где собралось примерно 40 человек, большинство из которых прятали свои лица. Они выкрикивали лозунги агрессивного характера. Кроме того, на государственных телеканалах выдавались в эфир однобокие материалы.
«Простая общественность не идет против журналистов. В основном такие протесты организовывают люди состоятельные и обладающие властью. Если очернение и шантаж в адрес журналистов растет — это признак того, что в стране усиливаются беззаконие и коррупция. И другой причины и нет. Честно работающая власть никогда не боится СМИ. И даже если журналисты критикуют безосновательно, власти не очерняют и не отправляют их за решетку, а приводят свои доводы и продолжают работать», − подчеркивает журналист Али Токтакунов.
Обеспокоенность международного сообщества и ответ властей
Тем временем власти Кыргызстана постоянно заявляют, что свобода слова в стране есть. Так, пресс-секретарь президента КР Эрбол Султанбаев после блокировки сайтов «Азаттык Медиа» заявил, что «в Кыргызстане никаких ограничений для функционирования свободных медиа нет», а «свобода слова в Кыргызстане была, есть и будет».
А буквально на днях, 4 ноября, глава государства Садыр Жапаров встретился с послами Германии, Франции, временными поверенными Великобритании и США в Кыргызстане. В своей речи он заверил, что «Кыргызстан всегда остается привержен принципам верховенства законности, а права и свободы человека являются одними из высших ценностей в стране». «В то же время он добавил, что свобода ведет к ответственности, а ответственность ведет к свободе, и следовательно, чем больше свободы, тем больше ответственности», – цитирует президента его пресс-служба.
Тем временем в связи с последними событиями международное сообщество призывает официальный Бишкек соблюдать свободу слова. Так, 3 ноября Комитет ООН по правам человека опубликовал заключение о ситуации с реализацией гражданских и политических прав в ряде государств, в том числе в Кыргызстане. В нем содержатся основные опасения, а также рекомендации по соблюдению Международного пакта о гражданских и политических правах.
«Комитет обеспокоен сообщениями о давлении властей на правозащитников, юристов, политиков, журналистов и других лиц за выражение своего мнения, особенно критического, включая уголовное преследование блогеров и журналистов. Кыргызстану рекомендуется не прибегать к уголовному преследованию для подавления критического освещения вопросов, представляющих общественный интерес. Комитет глубоко обеспокоен сообщениями о случаях смерти в результате пыток во время содержания под стражей… Комитет призывает власти Кыргызстана безотлагательно расследовать все случаи смерти содержавшихся под стражей лиц, привлечь виновных к ответственности и выплатить семьям жертв компенсацию», – говорится в заявлении комитета ООН.
2 ноября посольства США, Великобритании, Германии, Франции и представительство Европейского союза в Кыргызстане обратились к властям страны. В совместном заявлении в поддержку независимых СМИ Кыргызстана дипломатические представительства отметили, что «журналистика – это форма свободы слова, являющаяся одним из основных прав».
Ранее ряд международных организаций, в том числе Human Rights Watch (HRW), «Комитет защиты журналистов» (CPJ) и Helsinki Committee, а также спецпредставитель Евросоюза по правам человека Имон Гилмор, официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс и ряд американских сенаторов выразили обеспокоенность блокировкой сайтов «Азаттыка» и его банковских счетов, призвав власти Кыргызстана прекратить преследование независимых журналистов и СМИ, соблюдая «свои международные обязательства в области фундаментальных свобод».