Этот иск подан с целью запугивания всех других СМИ, чтобы боялись писать на эту тему. А решение Свердловского райсуда, несомненно, давление на конкретные СМИ, чья деятельность теперь блокируется (причем даже в отсутствие решения суда по существу). Блокируется вся деятельность СМИ, включая производственно-хозяйственную, чтобы не смогли отвечать по финансовым обязательствам, не выплачивалась коллективу зарплата.
Конституция КР определяет, что любое ограничение прав и свобод человека должно устанавливаться законом, преследовать законную цель и быть соразмерным вводимым ограничениям. Не подлежит никакому ограничению установленное Конституцией КР право на свободу мысли и мнения (ст.20).
Принцип независимости судебных органов требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон. При применении обеспечительных мер суд, во-первых, признает необходимость и целесообразность их применения в демократической стране. Почему именно в демократической стране? Потому что в нашей Конституции так написано, мы именно демократия, а не какая-то авторитарная страна, где преследуют журналистов, чья миссия выводить проблемы на свет. В чем необходимость такого решения?
Суд не может вмешиваться в право организаций, потому что так выгодно кому-то. Суд по своей природе своим решением должен нести справедливость и удовлетворять насущную потребность общества. В чем на сегодня такая потребность — в аресте банковских счетов СМИ?
Получается своим решением, суд признает реальность исполнения таких мер обеспечения. Иначе говоря, суд думает, что доходы у СМИ и зарплаты у журналистов позволяют налагать такие ограничения для гарантирования защиты прав и интересов истца? Мы сомневаемся, что в Кыргызстане есть СМИ, которые зарабатывают такие миллионы, чтобы суд удовлетворил такие суммы, причем в качестве меры обеспечения по иску, который даже еще не начали рассматривать?
Истец может требовать какую угодно сумму, это его право. Но по закону именно суд будет принимать решение о том, удовлетворять ли претензии истца. Суд не может и не должен разорять СМИ, и поэтому даже если примет решение об удовлетворении иска в части опровержения, то при назначении моральной компенсации суд обязан исходить из требований разумности, справедливости и соразмерности компенсации.
Согласно закону суд должен взыскивать ту сумму компенсации морального вреда, которая соизмерима с причиненным вредом, а сам вред не имущественный, и истцу еще надо доказывать. Суду еще предстоит установить факты причинения истцу нравственных и/или физических страданий; при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены; их неправомерность; характер физических и нравственных страданий; их причинную связь с правонарушением; а также характер и значимость нематериальных благ; затронутых правонарушением иные обстоятельства, заслуживающие внимания для разрешения конкретного спора.
Определение суда об аресте счетов будет, несомненно, обжаловано как неконституционное и необоснованное вмешательство в право. Мы надеемся, что вторая инстанция (Бишкекский горсуд) отменит данное определение в соответствие с законом и с принципами справедливости и разумности.
ОФ «Институт Медиа Полиси»
ОО «Журналисты»
Независимый союз журналистов КР
Представительство Интерньюс-Нетуорк в КР
Журналист Азамат Тынаев
Эльмира Токтогулова, медиа-эксперт
Дина Маслова Kaktus Media
Елена Воронина, медиа-эксперт
Авлан Джумабаев, медиа-эксперт
Аделя Лаишева, медиа-эксперт
Фонд расследовательской журналистики им.У.Эгизбаева
Тамара Валиева, медиа-эксперт
Наталья Утешева, правозащитник
Жылдызбек Керимбаев, журналист
Гладис Темирчиева, журналист
Лейла Саралаева, журналист
Бермет Букашева, журналист
Сегодня, 12 декабря 2019 года, суд Свердловского райсуда вынес определение об аресте банковских счетов трех СМИ — Азаттык, 24.kg, Kloop.
Напомним, экс-глава Таможенной службы Райымбек Матраимов подал в суд иск на «Азаттык», Kloop и 24.kg. Исковые претензии также предъявлены журналисту Али Токтакунову. Суммы исков о защите чести и достоинства Райымбека Матраимова составили: 22 миллиона сомов к «Азаттыку», 12,5 миллиона к Kloop, 15 миллионов к 24.kg. Отметим, что 24.kg перепечатало расследование коллег из «Азаттыка» и Kloop о контрабандных схемах и выводе $700 миллионов. Перепечатку сделали многие СМИ, однако у экс таможенника оказались претензии только к трем изданиям.