В Жогорку Кенеш поступил законопроект, касающийся деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Законопроект был опубликован на общественное обсуждение в июле этого года. В первоначальном варианте в нем были прописаны ужесточение наказания за хулиганство и неповиновение законному требованию военнослужащего или другого лица при исполнении профессиональных обязанностей.
Но в документе, поступившем на рассмотрение парламента, включены новые нормы, касающиеся пользователей соцсетей. Так, поправки в Уголовный кодекс и Кодекс о правонарушениях запрещают проводить фото- и видеосъемку представителей власти, а также других лиц. За размещение в интернете дискредитирующих фото и видео могут оштрафовать на пять тысяч сомов или же арестовать до семи суток. Отметим, речь идет не только о сотрудниках милиции, но о других лицах, исполняющих профессиональные обязанности, а это учителя, врачи, водители общественного транспорта. Но активисты отмечают, что этот законопроект в первую очередь направлен на защиту интересов милиционеров, так как видео с их правонарушениями вызывает наибольший резонанс.
Инициаторами законопроекта являются депутаты Суюнбек Омурзаков, Винера Раимбачаева, Алишер Эрбаев, Кундузбек Сулайманов и Ырысбек Атажанов. Все они, за исключением Раимбачаевой, являются бывшими работниками силовых структур.
- Суюнбек Омурзаков имеет звание генерал-майора милиции, занимал должность начальника Главного управления МВД КР по Ошу и Ошской области, должность первого заместителя министра внутренних дел в 2015-2021 годах.
- Алишер Эрбаев много лет проработал в органах национальной безопасности, финансовой полиции, управлении внутренней безопасности ГТС, был начальников Главного управления ГКНБ КР.
- Кундузбек Сулайманов с 1993 по 2014 год проработал в органах внутренних дел, дослужившись до начальника ОБДД ГУВД Оша.
- Ырысбек Атажанов с 2006 по 2008 год работал в МВД КР.
Основной инициатор законопроекта Суюнбек Омурзаков в своем интервью заявил, что общественность неверно поняла суть данной инициативы. По его словам, наказание за съемку и распространение дискредитирующего видео коснется только тех, кто нарушил закон. Гражданам, не нарушившим закон, но при этом заснявшим правонарушения со стороны сотрудника, наказание не грозит.
Тем не менее инициатива вызвала обеспокоенность юристов, пользователей соцсетей, а также некоторых депутатов парламента.
Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша
— Если вы снимете видео, где милиционер в общественном месте матерится, писает или бьет кого-либо, то вас за это оштрафуют или посадят на пять суток. К чему это приведет? Это приведет к ужасающим последствиям.
Вы не сможете снимать правонарушения и беспредел милиционеров, потому что за это вас накажут очередным беспределом, арестовав на несколько суток. Вы не только не сможете защитить свои права и доказать правоту, но и постоянно будете виноватым в том, что ваши права нарушает некомпетентный сотрудник.
Я считаю, что граждане должны писать обращения президенту и другим депутатам для того, чтобы заблокировать этот законопроект. Он ужасен и, наверное, хуже всех предыдущих карательных инициатив», — отметил депутат.
Марат Токоев, медиаэксперт
— Возможно, инициаторы законопроекта таким образом хотят защитить сотрудников в тех случаях, когда кто-то действительно пытается создать хайп. Хайп раздражает, и первая простая мысль, которая приходит на ум, — это запрет. Но надо понимать, что простыми запретами ни одну проблему не решить, особенно если эта проблема связана с жизнью общества, правами граждан. Если речь идет о защите прав сотрудников, то нужно придумать другие механизмы. В первую очередь необходимо повысить профессиональный уровень сотрудников, чтобы они соблюдали закон и этику общения. Можно оснастить их бодикамерами. То есть необходимо принять комплекс мер.
В первую очередь нужно задать вопрос: почему гражданин снимает действия сотрудника? Ведь человек при общении с милиционерами не сразу хватается за камеру. Если сотрудник работает в рамках закона, ведет себя адекватно, не нарушает права гражданина, не превышает свои полномочия, то чего ему бояться? Мне кажется, даже в российских законах, которые считаются довольно жесткими, нет таких запретов. Может получится так, что сначала запретят снимать действия силовиков, потом введут еще какие-то ограничения, и это приведет к тому, что любые нарушения закона со стороны должностных лиц нельзя показывать. И эти ограничения напрямую коснутся СМИ, ведь именно через журналистов общественность узнает о беспределе милиционеров и чиновников.
Я думаю, что этот законопроект не пройдет. Но другое дело, что тут может сработать принцип окна Овертона, когда маленькими шагами самую невообразимую мысль превращают в реальность. И эта инициатива может стать одним из этих маленьких шагов.
Бактыбек Жумашев, юрист
— Кроме минусов данный законопроект ничего не несет. Он направлен на уменьшение гласности и прозрачности в работе правоохранительных органов. Во-первых, иногда только с помощью фото и видео удается доказать неправомерность действий сотрудников милиции, прокуратуры, ГКНБ. Я считаю, что наоборот, руководители этих структур должны приветствовать такую практику, так как она способствует выявлению нарушений среди сотрудников.
Второе, нужно вести работу в том направлении, чтобы сотрудники нарушений не допускали, чтобы они знали, что их действия могут быть засняты, преданы огласке, вызвать резонанс, публичное порицание и последующую за этим дисциплинарную ответственность или иное наказание.
Этот закон в случае принятия будет работать на узкий круг лиц — это руководители этих структур, которым не нужна лишняя головная боль и которые не хотят бороться с произволом в своей системе.
И главное, считаю, что нельзя допускать и вообще отстранять от власти, в том числе законодательной, тех, кто поддерживает такие меры.
Инициатор утверждает, что наказание коснется лишь тех, кто нарушает закон, то есть не подчиняется законным требованиям милиции, совершает хулиганство и снимает это действие на видео. Однако маловероятно, что человек будет снимать на видео собственные нарушения. А вот без видеосъемки гражданину будет трудно доказать, что он не нарушал закон, а лишь защищал свои права.
В условиях Кыргызстана, где усиливается давление на СМИ, правозащитников и активистов, подобные инициативы создают еще большую угрозу для свободы слова и права граждан.
В законодательстве предусмотрены меры для защиты профессиональных интересов, а также чести и достоинства граждан. Свою профессиональную репутацию сотрудники органов и другие лица могут защищать в рамках этих законов. Поэтому непонятно, к чему эти карательные меры.