Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

12 января Жогорку Кенеш в третьем чтении принял законопроект, предусматривающий наказание за оскорбление учителей.

Ранее разработчики проекта предлагали при оскорблении и неуважительном отношении со стороны учащихся 12-16 лет наказывать их родителей или попечителей штрафом в размере 20 расчетных показателей (2 тыс. сомов). В случае повторения деяния в течение года штраф мог составить 50 расчетных показателей (5 тыс. сомов) или быть заменен арестом до трех-пяти дней. Однако к третьему чтению было решено, что родителям или попечителям будут даны только предостережения.

В результате голосования парламент одобрил законопроект. Данная инициатива вызвала бурное обсуждение в обществе. Редакция Kaktus.media поговорила с экспертами на эту тему.

Назгуль Турдубекова, директор ОФ «Лига защитников прав ребенка»

— Те правонарушения, которые перечисляются депутатами, — это оскорбления, публичная брань и прочие, — относятся к категории мелкого хулиганства, и в действующем законодательстве предусмотрено наказание за них. Но, желая защитить учителя от оскорблений, авторы ставят под угрозу учеников. Дело в том, что в Кыргызстане насилие в отношении учеников носит латентный характер и его уровень довольно высок. Все те громкие случаи, когда учитель бьет ученика, ломает ногу, были обнародованы лишь потому, что попали на камеры учеников. А сколько всего остается за кадром? Сколько случаев не доходит до родителей, до администрации школ или до общественности?

Может, инициаторы из благих побуждений защитить учителя разработали такой законопроект, но они не учли подростковый менталитет, когда дети стараются скрыть все проблемы от взрослых. Это одна из причин подросткового суицида. А если закон за их поведение будет наказывать родителей, то дети станут еще более скрытными, они будут скрывать случаи насилия в отношении себя.

Государство, усиливая наказание за оскорбление учителей, создает риск повышения уровня насилия в отношении детей.

Депутаты этим законопроектом продемонстрировали отсутствие глубинного анализа и на структурном уровне добавили еще один фактор для насилия в отношении детей.

Если учитель приходит в школу профессионально подготовленным, то ему не составит труда выстроить отношения с учениками, регулировать конфликтные ситуации, создавать пути выхода из конфликта, не доводя до крайней стадии.

Депутатам в первую очередь стоит задаться вопросом «А почему учителя оскорбляют?» и искать первопричину этой проблемы, а не придумывать карательные меры.

Бурул Макенбаева, глава ОО «Психическое здоровье и общество»

— Депутаты, приняв законопроект в третьем чтении, ошиблись, и теперь президент должен исправить ситуацию и отклонить документ. Тот факт, что депутаты предлагают такие поправки в Кодекс о правонарушениях, нарушает Конвенцию о правах ребенка и принципы ювенальной юстиции, когда ребенка нельзя наказывать за то, что он ребенок. А то, что предлагают депутаты, — это опосредованное специфическое наказание детей, ведь понятно, что родители накажут своих детей. То есть, по сути, школы наказывают ребенка, но руками его родителей, и это хотят законодательно прописать.

Взаимоотношения в учебном процессе нельзя криминализовать. Должны быть другие методы регулирования.

Думаю, этот законопроект является популистским, потому что дети — не избиратели, а учителя — избиратели.

Другая проблема в том, что авторы законопроекта не понимают все особенности учебного процесса. Есть трудные дети, есть дети в конфликте с законом, с особыми потребностями обучения, есть дети в кризисной ситуации. И теперь что, для каждой группы прописывать отдельные правила?

Общение с детьми — это мастерство, это уровень компетенции учителей и школы, где должны быть не только учителя, но и детские психологи, например. Все эти ситуации регулируются уставом школы, другими методами. Нужно в первую очередь повышать компетенцию учителей и школы, работать с родителями.

Сейчас в других странах открываются школы родительства, родителей делают полноценными участниками образовательного процесса. А авторитет учителя нужно повышать другим способом, а не таким драконовским.

Алмаз Тажыбай, директор Центра анализа государственной политики

— В законе об образовании предусмотрена ответственность родителей, в других нормативно-правовых документах предусмотрена ответственность за оскорбление чести и достоинства гражданина. То есть все давным-давно уже прописано, продумано, нужно ли было депутатам писать отдельный документ?

Почему в Кыргызстане такой низкий статус учителей, их оскорбляют и унижают? Может, дело в профессионализме учителей тоже. Но как бы ни было, в любой нормальной школе, где ценят учителя, уже есть свои методы — это собрания, беседы с родителями, учениками. И зачем это все превращать в отдельный закон?

Депутатам стоило бы задуматься о более серьезной проблеме — о насилии в школах, буллинге, например.

К тому же есть законодательная техника. Перед тем как разрабатывать или принимать какой-то закон, должна быть проведена исследовательская работа, причем компетентным сообществом. То есть в данном случае у авторов должны быть результаты исследований, база данных, свидетельствующая о том, что в Кыргызстане это действительно системная проблема и именно наказание родителей в корне изменит ситуацию.

Но мы знаем, что, к сожалению, в нашем Жогорку Кенеше все происходит намного проще: любой депутат может внести любой абсурдный законопроект, и палата его примет. Возможно, в данном случае к депутатам обратилась группа недовольных учителей, и на волне общественного резонанса после некоторых инцидентов появился такой законопроект.

Анара Дауталиева, эксперт по вопросам образования

— Во-первых, государство само виновато в том, что у учителя такой низкий статус. Государство на протяжении более 30 лет роняло этот статус все ниже и ниже. Как это происходило? У школ хроническое недофинансирование, учителя вынуждены собирать деньги на мел, их зарплата мизерная, и государство их все время обманывает. Даже при последнем повышении зарплаты ввело в заблуждение. Учителя стали получать больше не на 80%, как обещали, а лишь на несколько тысяч.

Государство превратило учителей в обслуживающий персонал, и с этим пониманием за 30 лет выросли два школьных поколения.

Нельзя заставить уважать учителя, пугая учеников и их родителей новым законопроектом. Уважительное отношение государство должно закладывать в сознание граждан своим публичным отношением. Я считаю, что этот законопроект является полумерой. Он ни в коем случае не повысит статус учителя и не положит конец конфликтам с детьми. Он просто превратит учебный процесс в какие-то бессмысленные разбирательства: кто что сказал, как сказал и т. п.

Улан Рыскелдиев, эксперт

— Законопроект в таком виде абсолютно ненужный. Давайте тогда отдельно писать законы для каждой специальности. Есть Гражданский кодекс, в котором проработаны все механизмы для защиты прав гражданина. А учитель — это гражданин. Соответственно, необходимо лишь применять уже действующие законы.

Если принять эти поправки, то по логике вещей нужно вслед за ними принять другие, защищающие учеников от учителей.

Маматкалил Разаев, эксперт

— Желание авторов законопроекта защитить учителей от оскорблений понятно и похвально. Ужасающие кадры совершенно неприемлемого отношения отдельных учащихся к учителям, попадающие в Интернет (необязательно в Кыргызстане), потрясают до глубины души, и хочется раз и навсегда прекратить подобные явления. К сожалению, сделать это одним законом представляется невозможным. Отдельного закона для того, чтобы выписать родителям предостережение, наверное, не требовалось.

Конечно, это требует системных изменений.

Кого мы берем в учителя и как их обучаем, кого назначаем директорами и как оцениваем их деятельность, сколько платим — все эти вопросы влияют на то, каким является статус учителя в обществе, школе, в глазах учащихся.

Фото на главной странице иллюстративное.

https://kaktus.media/473735