Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

«Попытка убрать из Конституции принцип «верховенства права» — это ошибка и очень сомнительная инициатива», — считает группа юристов.

Доктор юридических наук, магистр Public Policy Аяз Баетов, кандидат юридических наук Сейтек Асанов, кандидат юридических наук Курманалиева Асель и Сообщество юристов Кыргызстана сформулировали свое мнение в статье.

Редакция Kaktus.media публикует эту точку зрения:

«Сегодня все адекватные юристы Кыргызстана задаются простым вопросом — зачем из Конституции исключили принцип «верховенства права», он разве кому-то мешает? Еще более обоснованный вопрос – зачем этот устоявшийся универсальный принцип «верховенства права» меняют на вымышленный принцип «верховенства нравственных ценностей», совершенно не юридический по своей природе и слишком расплывчатый для практического применения?

Концептуальная и практическая значимость принципа «верховенства права» (англ. «Rule of Law») является фундаментальной для Кыргызстана. Особенно в свете постоянных тенденций к узурпации власти, которые имели место в последние 30 лет.

Важно понимать, что нелогично оставлять принцип «разделения государственной власти», если не будет принципа «верховенства права». Именно он системно и практически отражает то, как все ветви власти должны реализовывать свои конституционные функции в рамках добросовестного самоограничения (чтобы уменьшить риски появления новых и новых «драконов» в лице какой-либо ветви власти).

Более того, с юридической и научной точки зрения данный принцип является проработанным в методологическом аспекте. Уже выработан конкретный инструментарий (есть глобальный индекс «верховенства права», заключения Венецианской комиссии и так далее), который может быть использован для практической реализации принципа. Этого точно нельзя сказать про популистский неюридический принцип «верховенства нравственных ценностей».

Так, принцип «верховенства права» отражен в тексте действующей Конституции. И указано в нем следующее:

«Преамбула:

«Мы, народ Кыргызстана, ….

стремясь утвердить верховенство права, а также обеспечить социальную справедливость, экономическое благосостояние и духовное развитие народа;

исходя из заветов наших предков жить в мире и согласии, в гармонии с природой, принимаем настоящую Конституцию».

Однако в проекте Конституции 2020 года в преамбуле убрали принцип «верховенство права», и произошла замена на «верховенство нравственных принципов»: «…стремясь утвердить верховенство нравственных ценностей и социальной справедливости».

Более того, в проекте Конституции 2020 года расширили принцип «разделения государственной власти»: «…разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия»).

Самое важное, принцип «верховенства права» требует, чтобы каждая ветвь власти, каждая группа политиков и каждый политик, профессиональные сообщества, граждане и общество в целом – все эти институты и субъекты играли свою роль в реализации доктрины «верховенство права».

Добросовестность и добропорядочность политических и должностных лиц, а также профессиональных сообществ – ключевой момент и означает самоограничение в реализации своих конституционных и законодательных функций и полномочий. Проще говоря, начать с себя и следовать правилам, и, например, не диктовать судебной власти какие принимать решения).

Так, надо понимать, что коррупция в судебной системе идет не только от самих судей, но и вследствие давления и вмешательства извне. То есть коррупция — это следствие «зависимости» суда и его уязвимости для внешнего вмешательства.. Это следствие общей зависимости судей от давления, а уже потом — личный выбор и показатель личностных качеств конкретного судьи.

Как показательную позицию, отражающую единство большинства позиций, можно привести мнение международного эксперта А. Тэнасе:

«Каждое государство имеет свою национальную, культурную и конституционную идентичность. Кыргызстан в этом отношении не является исключением. Правовые системы подвержены в той или иной мере влиянию этих особенностей. Однако эти особенности не могут служить оправданием для отказа от конституционного принципа верховенства права либо для превращения этих принципов в бутафорию».

Судебная система играет ключевую роль в реализации принципа «Rule of Law», и от ее работы прямо зависит обеспечение:

  • баланса между ветвями власти (принцип разделения властей);
  • построения правового государства;
  • эффективной защиты прав и интересов граждан;
  • защиты бизнеса и развития экономики (инвестиции, налоги и прочее).

Таким образом, очень важно вернуть принцип верховенства права в проект Конституции, которая должна реализовываться в обеспечении качеств добросовестности и самоограничения всех ветвей власти».