Представитель Сообщества юристов Кыргызстана Таттыбюбю Эргешбаева еще раз напомнила, что депутаты VI созыва не имеют права принимать поправки в Конституцию.
«Это было ясно еще в октябре. И риск подтверждается тем, что Кыргызстан упал на шесть пунктов в рейтинге по соблюдению демократических ценностей», — отметила она.
Юристы подсчитали, что в проекте Конституции 17 ноября 2020 года было 61 изменение, которое имеет внутренние противоречия. При этом в версии от 9 февраля — уже 80 изменений.
«Мы выявили существенные недоработки и противоречия, при этом создается вакуум по некоторым вопросам, поскольку ответы на них не отражены. Там есть существенная разница в переводах на русском и кыргызской языках», — высказалась Эргешбаева.
Мы приближаемся к полицейскому государству, как в России и Беларуси, и это станет ясно через полгода после принятия.
Эргешбаева добавила, что сейчас власти торопятся с принятием поправок, не соблюдая никаких условий по принятию закона, которые достаточно четко прописаны. При этом юристам понятно, что повторных президентских выборов не будет, хотя они требуются после принятия нового текста Основного закона страны.
Доктор юридических наук Сания Токтогазиева подчеркнула, что политики должны руководствоваться не сиюминутными моментами, а долгосрочными целями при изменении Конституции.
«Даже вопросы на референдуме были сформулированы так, чтобы их нельзя было трактовать ясно. Это в дальнейшем станет причиной для оспаривания итогов референдума о смене формы правления», — отметила Токтогазиева.
Она раскритиковала Конституционное совещание, объяснив это тем, что своей работой они разделили общество на два лагеря: «Совещание должно было быть инклюзивным, но оно стало имитацией ради исполнения закона и принятия текста, спущенного сверху»,
Мы имеем конституцию-химеру под соусом демократического правления президента, но там же суперпрезидентская форма. Совещание не рассказало о бомбах замедленного действия.
«В Конституции нет баланса сил, а также системы сдержек и противовесов. Возвращается право президенту проводить референдумы, которым активно пользовались Аскар Акаев и Курманбек Бакиев, меняя Конституцию под себя», — подчеркнула Токтогазиева.