Новый справочник, выпущенный Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) предлагает медиаорганизациям действенные инструменты для борьбы с захлестывающей мир волной дезинформации.
«В этот справочник включены выводы и советы экспертов со всего мира, которые помогут пролить свет на распространившееся по всему миру «информационное загрязнение» и объяснить, как журналистика может противопоставить этой ситуации», – прокомментировал в сентябре выпуск издания Гай Бергер, руководитель отдела ЮНЕСКО по вопросам свободы слова и развития средств массовой информации.
Справочник «Журналистика, «фейковые новости» и дезинформация» был задуман как практическое руководство для менеджеров редакций, журналистов и преподавателей.
Менеджеры редакций и тренеры найдут в нем материалы, которые можно использовать в семинарах, постах в блогах и тренингах по журналистике. Преподаватели журналистики могут использовать семь модулей руководства в качестве программы обучения, включающей план, упражнения, задания и список материалов для чтения.
В справочнике приведены примеры лучших практических решений по широкому спектру тем – от основ фактчекинга и верификации контента в социальных медиа до медиаграмотности и борьбы с сетевым насилием.
«Борьба с сегодняшним кризисом, связанным с широким распространением дезинформации, требует продвинутых навыков, – говорит одна из редакторов руководства – Джули Посетти, старший научный сотрудник Института по изучению журналистики Reuters в Оксфордском университете. – Включая навыки верификации источников информации в социальных медиа, текстов, видео и фотографий, а также стратегии борьбы с онлайн-харрасментом, который становится все более характерной составляющей организованных дезинформационных кампаний, нацеленных на журналистов».
Посетти также была одним из авторов «Краткого руководства по истории «фейковых новостей» и дезинформации«, выпущенного Международным центром для журналистов (ICFJ), в котором говорится, что история «дезинформационных войн» восходит к древнему Риму.
По словам Посетти, новая ситуация в наше время связана с тем, «как быстро дезинформация распространяется через социальные медиа». «Любой желающий публиковать материалы, жульнически искажающие журналистику и извращающие правду, или распространять полностью сфабрикованную информацию о словах и поступках сегодня обладает практически безграничными возможностями это сделать», – сказала она.
По мнению авторов справочника, «в 21 веке мы сталкиваемся с тем, что информация превращается в оружие беспрецедентных масштабов».
Новый справочник ЮНЕСКО расширяет материалы предыдущего – краткого руководства и подчеркивает теоретическую сторону войны с дезинформацией, масштабы и эволюцию кризиса, а также объясняет, как справляться с этой растущей угрозой.
В первом модуле пользователей знакомят с консорциумом Trust Project, работающим в 70 странах мира и занимающимся разработкой методов и показателей, которые помогают определять, соответствуют ли новости стандартам качества и точности, подотчетности и этики, а также решать, следуют ли медиаорганизации высоким журналистским стандартам.
Проект предлагает задавать такие вопросы об изданиях: как они финансируются, какова их миссия, привержены ли они принципам разнообразия, точности и этики.
В третьем модуле приведены примеры того, как новостные организации используют для освещения темы «фейковых новостей» способы, помогающие бороться с » болезнью дезинформации». Например, The Guardian подошла к делу творчески и создала интерактивный тест по определению «фейковых новостей», в котором читателям предлагается отличить известные «фейковые новости» от историй, придуманных сотрудниками издания.
Другой пример рассказывает об опыте The New York Times, сотрудники которой выбрали более традиционный путь и посвятили теме дезинформации материал в жанре объяснительной журналистики, включающий разбор отдельных примеров. Еще один пример посвящен опыту ProPublica, чей проект Electionland демонстрирует возможности совместной работы преподавателей журналистики и студентов, объединившихся для освещения темы фактчекинга.
Пятый модуль посвящен методологии и этике фактчекинга. В этой части приводятся ссылки на примеры из разных регионов: Японии, Южной Кореи, Латинской Америки, Европы и США. Как говорится в тексте этой главы, ознакомившиеся с ней журналисты узнают о «возникновении фактчекинга как новой формы журналистики».
«Новая реальность требует от журналистики удвоения усилий по улучшению качества работы и поддержке независимого освещения событий, основанного на объективной верифицируемой информации, которая распространяется в интересах общества, – сказала Посетти. – Эта ситуация требует, чтобы журналистика обеспечивала подотчетность стоящих у власти людей и помогала продвигать принципы открытого общества. Журналисты должны рассказывать о дезинформации, чтобы помочь читателям научиться отличать ее от правды и бороться против нее, а также усилить заинтересованность аудитории в проверке фактов».
Институт по изучению журналистики Reuters 6 декабря проводит панельную дискуссию, посвященную выпуску руководства ЮНЕСКО. Среди других выступающих приглашена и Джули Посетти.
Источник: ijnet.org