Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В Кыргызстане разгорелась дискуссия вокруг языкового вопроса после заявления торага Жогорку Кенеша Нурланбека Шакиева, который предложил ряд мер для продвижения государственного языка.

Некоторые эксперты согласны с ним и объясняют, что ситуация с кыргызским языком так и не улучшилась, а потому поводов для беспокойства хватает.

«Если не сохраним язык, то потеряем его»

Спикер кыргызского парламента высказался по поводу языкового вопроса на пленарной сессии 11 апреля. Так, Нурланбек Шакиев заявил, что детям в Кыргызстане дают арабские имена, а когда они подрастают, то начинают говорить на других языках, но не на кыргызском. Он также выразил мнение, что «если мы сегодня не сохраним наш язык, то через 10-15 лет полностью его потеряем»:

«Не «халал», а «адал». Давайте говорить по-кыргызски. Все кыргызские слова мы заменили арабскими или русскими. И когда дают имена [детям] кыргызские чаще всего заменяют арабскими… Дети произносят свои первые слова на русском, потому что в телефоне смотрят на YouTube или на других платформах мультфильмы на русском языке и поэтому начинают говорить на русском, а не на кыргызском. Кыргызский язык начинает исчезать. Поэтому исполнительная власть, вам задание: все мультфильмы надо в ближайшее время перевести на кыргызский язык. Если понадобится, то отключить [доступ к контенту] на русском, английском и других языках, который смотрят дети. Все их надо блокировать, иначе кыргызский язык исчезнет, уважаемые депутаты».

Это не первый случай, когда Нурланбек Шакиев высказывается по поводу ситуации с государственным языком. Так, на Народном курултае в 2022 году он предлагал переименовать все четыре района Бишкека, дав им кыргызские названия. И несмотря на то, что часть местного населения это приветствовала, свою критику по поводу этой инициативы высказали российские депутаты. После данный вопрос уже не поднимался.

«Личное мнение»

Кстати, в 2022 году, будучи еще депутатом Жогорку Кенеша Нурлан Шакиев призывал прекратить оплату из госказны трансляций двух российских телеканалов − «Первый канал. Всемирная сеть» («ОРТ») и «РТР-Планета». Но и эта его инициатива не была поддержана.

А последнее заявление спикера парламента КР прокомментировал глава государства Садыр Жапаров. В своем интервью национальному информагентству «Кабар» от 14 апреля президент назвал слова Нурланбека Шакиева «личным мнением»:

«Нам нужны учителя русского языка, особенно в сельской местности. Я не слышал, чтобы наши дети говорили по-русски с самого детства. Наоборот, бывают случаи, когда ученики бросают школу, не зная ни слова по-русски, и едут в Россию. Они туда едут и у них возникают проблемы с языком. Поэтому я лично проявил инициативу и попросил Владимира Владимировича построить для нас девять школ с русскоязычным обучением. Строительные работы начнутся в ближайшее время.

Если есть те, кто хочет построить школу с английским языком обучения, то наши двери всегда открыты… Чем больше языков будет знать наш народ, тем шире будет его кругозор и мировоззрение. Они узнают обычаи и менталитет и знания многих народов. Нам нужно смотреть на мир шире. А наш кыргызский язык никогда не умрет. Будет развиваться и жить вечно».

Что же касается выбора кыргызстанцами для своих детей арабских имен, Садыр Жапаров отметил, что «это дело каждого», но «главное в душе и сердце оставаться кыргызом».

Отсутствие контента на кыргызском

Бывший председатель Национальной комиссии по государственному языку и языковой политике Каныбек Осмоналиев говорит, что ситуация с кыргызским языком действительно сложная:

«Я далек от того, чтобы говорить, что заявления торага Жогорку Кенеша Нурланбека Шакиева и Садыра Жапарова противоречат друг другу. Спикер парламента прав. Действительно, ведь, имена наших детей, географические названия и проведение наших обрядов на государственном языке – это неотъемлемая часть нашей национальной идеологии. Если во времена СССР [детям] давали имена «Мирбек», «Космосбек», «Камаз», то теперь они обеспокоены тем, что это меняется на арабские «Хайдулла», «Хайрулла». Заявление [торага] всего лишь касалось вопросов сохранения кыргызами своей идентичности, что касается их чести.

А президент, как глава государства и лидер, учитывая международную конъюнктуру, сказал, что «да, наш государственный язык должен быть на первом месте, но мы не должны забывать о значении русского и английского языков для Кыргызстана и его общества». В этом вся суть. Действительно, ситуация с государственным языком очень сложная. Я говорю это как человек, знакомый с этой проблемой. К примеру, у нас на мультфильмы едва дают 1% от тех сумм, что выделяют в Казахстане и России».

А гражданский активист Мавлян Аскарбеков говорит, что политики вместо необдуманных и пафосных заявлений с высокой трибуны должны делать реальные вещи:

«На сегодня не только в столице Кыргызстана, но и в селах дети начинают говорить не на кыргызском или английском, а на русском. Это факт. Мы не можем даже на одном единственном детском телеканале «Баластан» показывать качественные мультфильмы, переведенные на кыргызский язык. Я уже три года пишу им письма, прошу их. Сейчас они ставят только мультфильмы на русском языке. Когда я поинтересовался почему, мне сказали, что «оказывается, весь контент на кыргызском полностью пропал». А от политиков идет только популизм. И заявления Нурланбека Шакиева из той же серии, хотя проблему единственного телеканала для детей можно было бы решить на сессии за полчаса, дав поручения и выделив деньги. Но вместо этого звучат пустые слова».

«Нужен вдумчивый подход»

Свое мнение по поводу языкового вопроса высказал и зампредседателя кабинета министров КР, глава ГКНБ Камчыбек Ташиев. В частности, он сказал, что русский язык важен для будущих поколений:

«Конечно, к языковому вопросу необходимо подходить очень вдумчиво. Скажу откровенно, сокращать присутствие других языков в повседневной жизни нашего общества ради развития и сохранения кыргызского языка – это заблуждение. Потому что кыргызский язык не будет развиваться, если не будет других языков. Наши будущие поколения должны знать кыргызский язык так же, как и другие языки. Потому что через другие языки они познают мир, станут образованным и привезут в нашу страну новые технологии, разработанные в других странах. Благодаря этому, наше государство будет развиваться, не отставая от зарубежных цивилизаций».

В июле 2023 года в КР была подписана новая редакция закона «О госязыке», согласно которой, кыргызский язык в своей деятельности должны использовать госслужащие, депутаты парламента и местных кенешей, сотрудники Нацбанка и министерств, судьи, прокуроры, а также адвокаты, нотариусы, медики и представители сферы образования. Кроме того, закон обязует использовать государственный язык в делопроизводстве и документообороте.

Кыргызстан – одно из немногих постсоветских государств, в Конституции которого закреплено двуязычье. За последние два года процессы, направленные на укрепление роли государственного кыргызского языка, вызвали ряд политических дискуссий в стране и в России.

Так, летом 2023 года министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал «не вполне» демократичным принятие закона «О государственном языке Кыргызской Республики», согласно которому кыргызским языком должны владеть все государственные и муниципальные служащие страны. В ответ Садыр Жапаров отметил, что в законе нет нормы о дискриминации русского языка, напомнив, что в Кыргызстане русский язык носит статус официального.

После этого, осенью председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко в ходе встречи с президентом КР «выразила слова признательности за поддержку русского языка в стране». Об этом сообщили в пресс-службе главы государства КР. Перед этим стало известно, что Россия построит в Кыргызстане девять школ и первые три из них начали строить в городах Бишкеке, Баткене и Караколе. Главы двух стран – Садыр Жапаров и Владимир Путин в формате видеомоста приняли участие в церемонии закладки капсул этих будущих объектов.

https://rus.azattyk.org/a/32904060.html