Иллюстрациялык сүрөт / Иллюстративное изображение
* перевод с кыргызского
Если вы хотите познакомиться с последними новостями в стране и мире, что вы будете делать? Включите телевизор или откроете новостное приложение?
Для поколения Z ответ на этот вопрос давно известен: они будут обращаться в социальные сети или стриминговые службы (YouTube, Netflix и т. д.), поскольку они первое цифровое поколение, выросшее в эпоху интернета.
Какие особенности медиапотребления у поколения Z, и какие вызовы стоят перед СМИ в связи с этим?
Кто они такие – поколение Z?
К этому поколению относятся родившиеся с 1996 года по 2010 год. В Кыргызстане живет 1 млн 800 тыс. человек возраста 14–29 лет. Или, иными словами, каждый четвертый житель страны – это представитель поколения Z. И они являются потенциально большой аудиторией.
В связи с этим возникает вопрос, стараются ли кыргызские медиа понять потребности и нужды этого поколения, готовят ли контент в соответствии с этим? Ибо мировые исследовательские центры говорят о том, что потребности и привычки медиапотребления этого поколения отличаются от прежних.
Основное отличие – представители поколения Z, или зумеры, живут в смартфоне и онлайн-режиме.
Согласно исследованию британского Chartered Institute of Public Relations, 18–24-летние в среднем 10,6 часа в сутки проводят онлайн, большинство из них играют в игры, общаются в соцсетях или проводят время в стримингах.
«Зумеры ищут информацию не в Google, а в социальных сетях»
Проект «Башта» одним из первых в стране стал заниматься журналистикой в социальных сетях. Большую часть его подписчиков составляет молодежь. Значительная часть его аудитории в Инстаграме пользователи возраста 24–35 лет. А в ТикТоке на него больше всего подписаны 15–28-летние.
Один из авторов проекта Азат Рузиев говорит, что эти платформы являются хорошей возможностью донести информацию до аудитории здесь и сейчас.
И проект Teens.kg, направленный на подростков и молодежь, ведет свою деятельность в социальных сетях. Руководитель проекта Элина Туралыева отмечает, что сегодня поколение Z ищет информацию не в Google, а в Instagram, TikTok или YouTube:
— Это происходит из-за того, что при поиске в Google поисковая система выдает множество ответов, среди которых имеются и реклама, и недостоверная информация. Пока найдешь нужную информацию сойдет семь потов. Возможно и в соцсетях есть подобная проблема, однако нынешнее поколение считает, что ей легче найти нужную информацию в соцсетях.
«Важны сторителлинг и краткость контента»
Азат Рузиев считает важным при подготовке контента для соцсетей обращать внимание на сторителлинг и краткость информации:
— Мы в «Башта» пытаемся сложные темы объяснять простым языком. Аудитория ТикТока и Инстаграма готова воспринимать сложный контент, если правильно его подать. Например, мы делаем не только видеоконтент, иногда готовим карточки с текстом. С недавних пор мы начали делать и видеокарточки. Мы поняли, что если сложный текстовый материал объемом в четыре листа формата А4 подать с использованием правильного дизайна, легкими для восприятия словами и интересно, то читатели дочитывают их до конца.
По словам Рузиева, самые популярные форматы в соцсетях – видео и Reels. Оптимальная длина видео – 90 секунд, если оно короче 40 секунд, то количество просмотров будет еще больше. Видео должно быть динамичным, кадры должны быстро сменять друг друга и обязательно должны быть субтитры. Следующий по популярности формат – карточки.
Однако важнее формата само содержание материала, история, о которой рассказывается. По темам, которые интересны аудитории, он отметил следующее:
— Молодежь отличается тем, что ее больше волнует проблема изменения климата. Возможно, они не хотят, чтобы они и их дети жили в Кыргызстане, где воды будет в два раза меньше, чем сейчас. Поэтому они больше смотрят ролики о климатических изменениях. Например, для них интересна информация, как нужно сортировать мусор.
Рузиев отметил, что контент о насилии и несправедливости всегда больше просматривается, и по его наблюдениям, молодежь в отличие от более старшего поколения не приемлет всякое насилие или «твердую руку».
«Важно знать информационные потребности молодежи»
По словам Азата Рузиева, молодежь много читает и смотрит конкретные рекомендации и инструкции:
— Они хотят знать, как можно накопить средства на покупку квартиры, как можно выехать за рубеж, как выучить английский язык, как строить отношения, что делать, если подвергся буллингу, как понять действия родителей. Если вы знаете эти потребности молодежи, то у вас будет возможность готовить контент, интересный для них. Поэтому, если издание хочет работать с молодежью, то, в первую очередь, нужно узнать их потребности.
Teens.kg был открыт в 2017 году как раз для того, чтобы удовлетворить эти запросы молодежи.
Teens.kg – медиапроект, просвещающий о проблемах, волнующих молодежь и подростков, таких как сексуальное и репродуктивное здоровье, психическое здоровье, отношения с родителями и друзьями, гендерное неравенство.
— Из-за обилия различных табу в нашем обществе поколение Z нуждается в половом просвещении и в целом в самопознании. Недостаток информации в этих сферах может привести к различным проблемам. Еще поколение Z обращает больше внимания ментальному здоровью, – сообщила руководитель проекта Элина Туралыева.
Помимо образовательного контента на вышеперечисленные темы, на страницах проекта в соцсетях публикуются также истории подростков и молодых людей, подвергшихся домогательству, насилию, имеющих сложные отношения с родителями.
Материалы готовятся в форматах видео, карточек, комиксов, анимации и мемов.
Одно из преимуществ проекта – команда создателей контента состоит из представителей целевой аудитории, таких же зумеров. Они хорошо знают интересы своих сверстников.
Перед каким вызовом ставит СМИ поколение Z?
И Азат Рузиев, и Элина Туралыева говорят о необходимости создавать контент для поколения Z на простом и понятном языке.
Также, по словам Элины, это поколение с недоверием относится к информационным ресурсам, и привлечь их внимание очень сложно, поэтому информация должна быть только из проверенных источников, а контент должен быть интересен с первой же минуты:
— Язык и стиль материала должны соответствовать этому поколению. Материалы, сделанные как раньше в сложном или формальном стиле, будут непривлекательны и ничему не научат. Поскольку в эпоху интернета очень много различного контента, такие материалы быстро наскучат молодым людям.
Поколение, о котором идет речь, хорошо владеет английским языком, они в курсе того, что происходит в мире, а потому контент должен быть высококачественным, считает Азат Рузиев.
Они также отметили важность использования интерактивных форматов, чтобы привлечь внимание молодежной аудитории. В социальных сетях это можно делать в виде историй, комментариев, писем. Или в виде различных викторин и игр. Как показывает ряд исследований, поколение Z много времени проводят за играми.
Информирование, продвижение какой-то темы через игры широко использует организация «Чырак Глобал», которая занимается продвижением медиаграмотности в Кыргызстане. На портале организации Qlever.asia имеется множество специально разработанных игр на темы развития медиа-информационной грамотности, критического мышления, противодействия пропаганде и языку вражды.
Целевая аудитория портала – пользователи от 12 до 36 лет. По словам координатора организации Кундуз Жекшен кызы, с учетом возраста аудитории в качестве инструмента для продвижения образовательного контента был выбран гейминг.
Кундуз отмечает, что цифровое поколение предпочитает динамичный, интерактивный, применимый на практике контент. В связи с этим в разработанных ими играх каждый участник может стать главным персонажем и пройти путь, прописанный в сценарии.
Кундуз добавляет, что преимущество гейминга в образовательных целях – легкость усвоение новых знаний:
— Какой бы ни была тема, гейминг является отличным инструментом для ее продвижения. Потому что он облегчает процесс усвоения информации.
Кроме этого, по словам представителя портала, в виде игры можно показать любую проблему любого масштаба.
— Посредством подготовки специального сценария в придуманном мире можно рассказать о решениях, принимаемых в государственных масштабах. Пользователи, играя в эту игру, могут узнать, к какому результату могут привести эти решения, – заключает Кундуз Жекшен кызы.
Хотя гейминг и является эффективным способом привлечь молодежную аудиторию, его подготовка требует ресурсов. Не у всех организаций, желающих использовать этот медиапродукт, может быть достаточно средств для этого. Поэтому поколение Z ставит перед традиционными СМИ вызов – давать информацию в особом, интересном формате.
Чынаргүл Жумабекова, медиакритик.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.
https://internews.kg/ru/vyzovy-pokoleniya-z-pered-tradiczionnoj-zhurnalistikoj/