Фото: Bars.media
Выступление депутата Натальи Никитенко по проекту Закона Кыргызской Республики
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия»,
«О телевидении и радиовещании»)»
Депутат: Ни одна статья законопроекта не является ни конструктивной, ни необходимой. Есть разрушительные нормы. Данный законопроект не может быть поддержан. Эта позиция нашего комитета по правопорядку. Объясню почему.
39 статья – убирается ответственность за разрушение историко-культурных памятников. Это страна, которая привлекает туристов за счет историко-культурного наследия. В кодексах есть ответственность, но это профильный закон и детали и механизмы должны быть расписаны здесь. Эту статью нельзя убирать ни в коем случае.
Правительству дать возможность вносить свои коррективы и определять, что есть вредный контент, что такое мораль. Я сомневаюсь, что это правительство способно определять с точки зрения морали какие-то направления и принципы. Уж точно совет по цензуре не прерогатива со стороны госорганов, этого правительства и министерства.
Закон вообще был внесен из-за следующей поправки. Она вызывает очень большие сомнения и обсуждения у наших местных ТРК, которые на сегодня вынуждены работать в очень сложных условиях. Два зарубежных канала ОРТ и РТР — находятся в бесплатном соцпакете и с июля 2019 года работают без законных оснований. И эта поправка вносится, чтобы урегулировать их деятельность по причине якобы, чтобы дать возможность местным каналам развиться. Никогда при наличии сильных каналов других стран местный телерынок не будет развиться. Это наоборот останавливает и задерживает их развитие. Поэтому было обращение, в том числе в наш Комитет союза ТРК с просьбой защитить отечественный рынок производителей.
В этом законопроекте все три нормы вредоносные. Есть некоторые законопроекты, которые нельзя улучшить ко второму чтению, потому что их концепции нелогичны, неправильны. Вот этот законопроект относится к такому виду. Ко второму чтению законопроект улучшить невозможно.
Кстати, почему нет АРВ, ведь в условиях антикризисного дефицита бюджета исполнение закона ляжет бременем на бюджет. Если правительство будет создавать так называемую комиссию по цензуре, это прежде всего увеличение штатов, расходы из госбюджета, соответствующее оборудование, чтобы мониторить более 60 каналов.
Министр: Сам закон не требует, но создание мониторинговых центров, службы мониторинга — потребуют определенных ресурсов.
Депутат: О чем и речь. Мы приняли антикризисный бюджет, где сокращаем расходы госорганов, неужели сейчас в тех условиях, в которых мы находимся, чтобы ввести цензуру и ради интересов нескольких зарубежных компаний, мы будем принимать законопроект, который увеличит расходы министерства, бюджет понесет дополнительные расходы? Это абсолютно недопустимо. Парламент свою позицию должен проявить.
Я знаю, какие договоренности стоят за этим проектом, но это все нанесет вред отечественным ТРК, не позволит им развиваться, нанесет урон нашему дырявому дефицитному бюджету. На сегодня этот законопроект является опасным.
Министр: на самом деле эти статьи были до сегодняшнего дня, никаких нововведений здесь нет, здесь идет работа только в отношении совершения нескольких законов.
Депутат: Сами послушайте ответ министра. Денежные затраты нужны из бюджета, этот законопроект не несет изменений. Зачем тогда он нужен? Это просто абсурд!
Министр: Эта работа должна была проводиться давно, дополнительные центры должны были создаваться, раз уж мы когда-то сделали эти статьи. Но до сегодняшнего дня эти статьи не работали, не было этих центров, не было необходимости в дополнительных расходах.