Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

«Технически возможно контролировать и размещение комментариев на форуме, и переписку людей. Например, нет никаких проблем перехватывать частную переписку людей, не говоря уже о чатах и блогах. Если это делается не по защищенному соединению, не по защищенной почте, это не представляет никакого труда», — сказал сегодня в интервью ВРС председатель демократического гражданского союза Туркменистана Вячеслав Мамедов.

Эксперт дал свою оценку инициативе группы кыргызстанских законодателей, выступающих за приравнивание Интернет-изданий к СМИ. Следует отметить, что одно из направлений Демократического гражданского союза Туркменистана, которое возглавляет Вячеслав Мамедов, — оказание поддержки гражданским активистам Центральной Азии, включая поддержку в области информационной безопасности.

ВРС: Чем в вопросе развития Интернет-сетей Кыргызстан отличается от других центрально-азиатских государств?

Вячеслав Мамедов: Для начала следует отметить то большое количество пользователей, которые имеют доступ в вашей стране к глобальной сети. Например, оно почти в 600 раз превышает число Интернет-пользователей в Туркменистане.

Развитие Интернет технологий – это большой и серьезный проект Запада, и он реализовывался через поддержку гражданского сектора, ключевым условием которого как раз является наличие Интернета. Та масса организаций, которая была зарегистрирована в Кыргызстане и получала гранты на развитие проектов, связанных с глобальной сетью, создавала понимание массовой культуры об Интернете.

Допустим, в Туркменистане совсем иная ситуация. Долгое время Интернет-провайдер был один, сейчас же подключился новый, который использует совсем другие мощности, но ситуация, к сожалению, ухудшается. Тот же самый главный донор общественных организаций – США, инвестирует в развитие гражданского сектора Туркмении неизмеримо меньше, чем в Кыргызстан. Отсюда и все вытекающие последствия: в Туркмении меньше компьютеров, нет точек Интернет, которые у вас доступны всем рядовым гражданам.

Положение дел в вашей стране — показатель общего развития общества. Если 15-20 лет тому назад основным источником информации являлась печатная продукция, то сейчас ситуация в корне поменялась. Уровень влияния печатных изданий на информированность населения неуклонно снижается. В Западной Европе, например, считается, что через печатные издания получают информацию лишь 5 процентов населения, остальные 95 черпают информацию из Интернета. Это показатель демократичности общества.

Однако существует вероятность того, что в Кыргызстане в ближайшее время могут быть установлены ограничения на повсеместное использование Интернета в плане получения информации. Это произойдет в том случае, если Интернет-издания будут приравнены к СМИ и это грозит отходом от демократических принципов, которые были заложены в вашей стране в начале 1990-х годов и отличали Кыргызстан от соседей. Ведь в соседних странах уже давно установлен жесткий контроль над СМИ, над Интернет-изданиями.

ВРС: Каких первоочередных изменений, на ваш взгляд, следует ожидать в Кыргызстане после принятия данных законодательных поправок?

Вячеслав Мамедов: Ухудшатся условия работы неправительственных организаций. Любое инакомыслие будет жестко контролироваться. За инакомыслие в будущем начнут и наказывать, теперь уже в суде не докажешь, что ты прав.

Допустим, сейчас можно говорить совершенно свободно и не предъявлять никаких доказательств. Ведь свобода выражения мнения подразумевает под собой то, что человек может говорить свободно то, о чем он думает. Если в случае с печатными СМИ, ты всегда можешь говорить лишь то, что можешь доказать в судебном порядке, то Интернет был хорош тем, что он создавал демократическое поле, и посредством него любой человек мог беспрепятственно выражать свою точку зрения, не предъявляя при этом никаких доказательств.

В целом, я считаю, что принятие законодательных поправок о приравнивании Интернет-изданий к СМИ сопровождается тремя очень большими опасностями.

Во-первых, принятие этих норм повлечет за собой легализацию электронного контроля над гражданами, то, что сейчас непозволительно. Во-вторых, принятие поправок потребует развитие систем электронного контроля. Так как эти системы будут установлены в режимных организациях, то доступ к ним гражданского общества и контроль за этими системами будет очень ограничен. В-третьих, эти системы контроля, к сожалению, как показывает практика работы в других странах, достаточно часто будет использоваться не по назначению. То есть, будет осуществляться контроль за частной жизнью граждан, а они, естественно, будут сопротивляться, что вызовет ответ со стороны властей.

ВРС: Насколько сложно технически контролировать деятельность граждан на веб-сайтах, их переписку, общение на форумах?

Вячеслав Мамедов: Технически возможно контролировать и размещение комментариев на форуме, и переписку людей. Например, нет никаких проблем перехватывать частную переписку людей, не говоря уже о чатах и блогах. Если это делается не по защищенному соединению, не по защищенной почте, это не представляет никакого труда.

Не секрет, что за любыми средствами массовой информации в регионе есть наблюдающий, куратор в спецслужбах, то есть люди, к которым прикрепляется то или иное СМИ. Эти же люди и будут контролировать Интернет. Сейчас пока нет полноценных инструментов контроля, значит, их нужно снабжать системами контроля. Все это будет делаться закрыто, а потому гражданское общество будет иметь минимальные возможности для мониторинга реальной ситуации.

Также я не вижу никаких проблем с элементарной блокировкой оппозиционных сайтов. При современном развитии технологий это можно сделать, находясь даже в Швейцарии. Главное, чтобы был доступ в Интернете к конкретному ресурсу. Те сайты, которые будут разрушены никогда не докажут, что это было сделано кем-то в Центральной Азии. Это объясняется тем, что работа через цепочки совершенно анонимных прокси-серверов затрудняет идентификацию взломщиков. У Интернет-изданий возникнут огромные проблемы.

Самый простой способ заблокировать сайт – это не дать возможность пользователям заходить на него. Это делается на сервере провайдеров Интернет-услуг. На сервере будет прописано, что с этого компьютера запрещен доступ к такому-то адресу на этот сайт. Так веб-ресурс перестает существовать. С этого начинается работа по блокированию сайтов, и так осуществляется блокирование сайтов, например, в Туркменистане и Узбекистане.

ВРС: Каким образом Медиа-структуры, работающие в сети Интернет, могут защитить свои сайты?

Вячеслав Мамедов: Это крайне сложно, поскольку это очень дорогостоящее мероприятие. Можно создать системы защищенных серверов, но найдутся ли на это деньги, никто не знает. Получается так, что выживут те, у кого много денег, а у кого их нет, им просто придется прекратить свое существование.

Средства против государственного контроля есть, граждане просто будут переходить на серверы безопасной почты или будут использовать активную систему шифрования передач сообщения. Но есть и другая опасность, сейчас в мире уже два десятка стран, где шифрование совершенно запрещено, либо частично ограничено, как, например, в Российской Федерации. Таким образом, следует ожидать непрерывной борьбы между государством и гражданским обществом, которое хочет общаться. А это путь в никуда.

В целом, там, где сделан первый шаг в области контроля за средствами коммуникаций, второй шаг будет направлен на использование системы защиты в законодательном порядке. Они просто запретят выход на серверы безопасной почты, как в Узбекистане или Туркменистане. В Кыргызстане может произойти то же самое. Поэтому надо всеми силами, всем ресурсами бороться против принятия закона о приравнивании Интернет-изданий к СМИ.

Источник: http://www.bpc.kg/news/4943-15-12-08