Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

5 июля председатель кабинета министров Акылбек Жапаров встретился с отдельными журналистами, блогерами и активными пользователями социальных сетей. Вопросы вызвало то, что некоторые журналисты-расследователи не были приглашены на эту встречу, а формат мероприятия и ужин отдельные представители СМИ расценили как подкуп.

Однако пресс-служба правительства опровергает заявления о «выборочном приглашении журналистов», и говорит, что такие встречи будут продолжаться.

Не делили на «своих» и «​чужих»​?

Среди приглашенных на встречу с главой кабмина был и независимый журналист Эрнис Кыязов. Он рассказал «Азаттыку» о позднем прибытии Акылбека Жапарова на встречу, а также выразил мнение, что представителей СМИ приглашали выборочно:

Эрнис Кыязов.
Эрнис Кыязов.

— Сейчас я не работаю в государственном СМИ или другом госоргане, занимаюсь своим каналом на YouTube. Мне позвонил парень, представился сотрудником отдела информполитики и сказал, что приглашают меня в «Дасмию», что Акылбек Жапаров проведет неформальную встречу с журналистами. «Дасмия» — это место, где едят и развлекаются. Я подумал, что, скорее всего, будут кормить журналистов, и хотел отказаться. Но потом передумал — вдруг глава кабмина расскажет что-то интересное, решил послушать. Нас пригласили на 5 вечера, но встреча началась на 1,5 часа позже. Журналисты ждали. Конечно, ничего страшного не произошло, но на мой взгляд, это неуважение. Пока не приехал Акылбек Жапаров его заместитель Эдиль Байсалов высказывал свои субъективные мысли: как «прекрасно» работает нынешняя власть, что раньше этого не было… Все восприняли это по-разному, кто-то вздыхал и раздражался, кто-то не обращал внимания, а кто-то слушал. Когда приехал Акылбек Жапаров, он показал презентацию и рассказал, чем занимается правительство и что планирует делать в будущем. Я хочу сказать только о двух моментах этой встречи. Во-первых, и Жапаров, и Байсалов могли бы извиниться за то, что заставили ждать более 1,5 часа. Во-вторых, раз устраивают такую встречу, должны были пригласить всех, а не выборочно.

Другая участница приема — Гульзада Шаршеналиева — считает, что неправильно односторонне критиковать встречу с председателем кабинета министров:

— Я не согласна с тем, что приглашали на встречу избирательно, или те, кто попил там чай, стали продажными журналистами. Я восприняла это как давний обычай устроить большой совет. Журналистам не понравилось, что премьер-министр немного опоздал. Некоторые ушли, хотя Эдиль Байсалов пытался объяснить. Я, например, очень ждала антикризисный план правительства. Там его показали. Хотя есть один недостаток – могли пораньше дать нам этот документ в электронном варианте. Если бы мы могли прочитать его заранее и ознакомиться, то на встрече у нас мог состояться содержательный обмен мнениями.

Журналист Нургазы Мусаев также считает, что никакого отбора СМИ на встречу не было, и отмечает, что это был открытый диалог с главой кабмина:

— Никто не делил на белых, красных, позицию или оппозицию. Пригласили разных. Также не было никаких ограничений, не указывали, какие вопросы можно задавать, какие — нет. Обычно на встрече с президентом или премьер-министром присутствует какая-то атмосфера отчуждения, а на этой встрече я таких барьеров не почувствовал. Это был обмен мнениями, диалог. Аппарат президента накрыл стол как на тое, мне понравилось. Хорошо же сидеть за столом и вести беседы.

Однако представители некоторых СМИ, не приглашенных на неформальную встречу с Акылбеком Жапаровым, высказали ряд замечаний. Например, редактор издания «ПолитКлиника» Дильбар Алимова обратила внимание на то, что не были приглашены журналисты-расследователи:

Дильбар Алимова.
Дильбар Алимова.

— На эту встречу не были приглашены мы и другие журналисты-расследователи, представители таких СМИ, как Kaktus.media, Kloop, Temirov LIVE. В последнее время мы проводили расследования в отношении Акылбека Жапарова. Если бы нас пригласили на встречу, там мы могли задать вопросы, ответы на которые до сих пор получить не могли. Мы бы поучаствовали только в первой половине встречи, где были вопросы-ответы. Но почему-то журналистов-расследователей не пригласили. Формат встречи вызывает вопросы. Если глава кабмина хотел дать информацию журналистам, он мог использовать другую площадку. Когда мы готовили расследование, пытались связаться с Жапаровым через пресс-службу и помощника. Мы писали сообщения и ему ,и знаем, что он читал их. Но ответов мы так и не получили.

О чем говорилось на встрече?

Блогер Атай Бейшенбек сказал, что тоже был приглашен встречу и успел задать Акылбеку Жапарову два вопроса:

Атай Бейшенбек.
Атай Бейшенбек.

— Я пошел на эту встречу, потому что говорили, что будет предоставлено много информации. Но этот отчет Акылбек Жапаров ранее уже показывал в Жогорку Кенеше. И я сказал, что эти отчеты – абстрактные планы без указания финансовых источников и механизмов. Они выбрали такой формат, когда просто пишут непонятные схемы и сложные слова — якобы работают. Поэтому я сказал, чтобы спускались на землю, что миллионы и миллиарды, о которых они говорят, не соответствуют их реальным действиям. Я успел задать два вопроса. Первый — о таможне. В Жогорку Кенеше председатель Таможенной службы сказал, что за контрабандой стоят влиятельные люди, но имен назвать не смог. Я спросил Акылбека Жапарова как второго человека во власти: может ли он назвать их. Сказал, что если власть не может с ними бороться, то вмешаемся мы, общественность, предложил бороться вместе. Он сказал, что имя человека, стоящего за контрабандой раньше, было известно, а сейчас имени нет. Он сказал в таком смысле, что если до конца этого года Таможенная служба не сможет повысить таможенные сборы до 98 млрд сомов, то за контрабандой будут стоять Самат (руководитель ГТС Самат Исабеков – прим. ред.) и его заместители. Второй вопрос был о Кумторе — почему вопрос решили те, кто подписывал соглашение? Кто дал им такое право? Сказал, что тем самым они показали никчемность судебных решений. Я сказал, что если не может ответить на вопрос сейчас, то пусть ответит после 25 июля, когда состоится последняя встреча с «Центеррой». Он сказал, что действительно не может сейчас ответить. Единственное, что мне понравилось, это то, что он сделал шаг к открытому обсуждению. Конечно, в плане организации мероприятия многие моменты не были учтены.

Администрация президента лишь коротко прокомментировала «Азаттыку» встречу председателя кабинета министров Акылбека Жапарова с журналистами.

В сообщении отмечается, что «поступает много заявок от журналистов, блогеров и активистов об интервью с Акылбеком Жапаровым», поэтому 5 июля была организована встреча председателя кабмина с медиасообществом. В администрации президента добавили, что «это не последняя встреча с Жапаровым — в будущем будут организованы другие.

По мнению медиаэксперта Гульзады Медералиевой, такие встречи должны проходить в другом формате — для того, чтобы не вызывать сомнения относительно участников мероприятия:

— Конечно, власть должна быть открытой. Это хорошо, когда власть встречается с журналистами и дает информацию. Но то, что приглашают в ресторан, накрывают на стол и говорят, чтобы не давали негативную информацию – это настоящий подкуп. Тот факт, что не пригласили передовых журналистов, а приглашали выборочно, тоже вызывает вопросы.

В последнее время в Кыргызстане все чаще звучит критика относительно соблюдения права на свободу слова. Причиной этому стали уголовные дела в отношении отдельных СМИ и задержания журналистов. Власти же в свою очередь отрицают факт давления на журналистов.

https://rus.azattyk.org/a/31931908.html