Все права человека в Кыргызстане регулируются не только Конституцией страны, но и Всеобщей декларацией прав человека, которую ратифицировал Кыргызстан.
10 декабря 1948 года Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека — первый международный документ, в котором перечислены основные права человека и сформулированы главные принципы их защиты. В современном мире их соблюдение играет решающую роль в укреплении демократических основ государства.
В своей речи, посвященной годовщине принятия декларации в мире, президент Садыр Жапаров отмечал, что Кыргызстан — равноправный член мирового содружества, поддерживающий инициативы, связанные с укреплением гражданских свобод и защитой людей от насилия, обеспечением жителям достойных условий жизни. Общепризнанные принципы и нормы международного права, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являются составной частью нашей правовой системы.
Сегодня мы уже не представляем свою жизнь без демократических ценностей, успехов в отстаивании прав и свобод человека и гражданина.
Но действительно ли в Кыргызстане соблюдается декларация прав человека в области политических прав и свободы слова?
Динара Ошурахунова, правозащитница
— Ситуация с правами человека ухудшается. Особенно изменения стали заметны в этом и прошлом годах. Например, был введен запрет на проведение мирных собраний и митингов не только в Бишкеке, но и в ряде районов страны. Также проблема со свободой выражения мнения. Ярким примером может стать арест журналиста Олжобая Шакира, который только заявил о своем намерении выйти на митинг против передачи четырех пансионатов Узбекистану. Он до сих пор в СИЗО ГКНБ, и суд даже не начал рассматривать дело по существу. Дела кемпирабадцев, Ондуруша Токтонасырова, Ырыса Жекшеналиева подтверждают это.
Что касается свободы слова и СМИ, то кейсы Kloop, «Азаттыка», Kaktus.media, Болота Темирова и других СМИ, а также создание новых законов, направленных против СМИ и НКО, демонстрируют ухудшение ситуации со свободой слова. Говорить о соблюдении Всеобщей декларации прав человека пока не приходится.
Не соблюдаются и конституционные права, несмотря на то что действующая Конституция была предложена и принята этой властью. В документе прописаны права человека — право избирать и быть избранным и право на свободу мнения. Все это не соблюдается.
Более того, в этом году были приняты поправки в закон о Конституционном суде, согласно которым Конституционный суд может менять свое решение, если есть претензии со стороны.
Это опасный прецедент, который показывает, что ветви власти перестали быть независимыми.
Политическое преследование гражданских активистов и журналистов через судебную систему ослабляет их. Особую боль вызвал законопроект об иностранных агентах. Все это происходит на фоне арестов и угроз. Неудивительно, что включилась самоцензура.
Мы привыкаем к давлению и преследованию, а также к тому, что судебная система не работает. Право на защиту пока еще есть. Но ему не придают никакого значения. Судебная система обессмысливает защиту. Все идет по требованию прокуратуры.
При этом власти искренне верят в то, что в стране соблюдаются демократические свободы, ценности и Всеобщая декларация прав человека. Но это происходит в той ситуации, когда власть может делать все что угодно.
А все это из-за того, что нет диалога. Ключевые лица, которые могут принимать решения, не идут навстречу. Нам нужен широкий и открытый диалог, но его нет.
Чолпон Джакупова, глава правовой клиники «Адилет»
— 10 декабря — день принятия Всеобщей декларации прав человека — действительно, большой праздник. Но в последнее время уровень агрессии и нетолерантности не только в нашей стране, но и во всем мире вырос.
Многие стали критиковать систему ООН, их инструментарий в отношении прав человека, включая декларацию и вытекающие из нее порядка 60 нормативно-правовых документов, которые объединяют стандарты прав человека. Все это зафиксировано в выступлениях генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Он подчеркнул, что мир находится в условиях транзита, поэтому наблюдается кризис в стандартах, в которых мир существовал ранее.
В Кыргызстане такие понятия, как «права человека», «демократия», употребляют так часто, что люди перестают задумываться о смысле этих слов. Но в правовом государстве содержание всеобщего концепта прав человека — это безопасность и соблюдение достоинства человека.
Можем ли мы сказать, что у граждан нашей страны имеется высокий уровень безопасности? Нет! Что этот уровень стал выше? Нет! Мы не отвечаем стандартам правового государства. Мы не доросли до этого понятия. И, судя по законопроектам об НКО и о СМИ, мы удаляемся от статуса правового государства, поскольку правовое государство уважает не только международное законодательство, но оно уважает внутреннее законодательство, и в первую очередь Конституцию.
К сожалению, мы не можем сказать, что у нас уважают законы. Вина в этом на всех: и на власти, и на самом обществе, ведь мы находимся в одном государстве, но радикализируем друг друга бесконечно.
Государство обязано соблюдать законы или заставлять людей соблюдать их. Что есть государство? Это машина насилия. Мы делегировали некоторым людям право на управление или принуждение. Но надо понимать, насколько мы делали осознанный выбор, насколько мы сами отвечаем требованиям соблюдения законов. Получается, что мы неправильно исполняем, неправильно выбираем и мы снисходительны к себе, но чрезвычайно требовательны к государству. Мы должны понять — это взаимный процесс.
У государства огромные проблемы в правовой сфере. И прежде всего это касается работы судебной системы.
Самым безупречным институтом в правовом государстве должна стать система правосудия. Но у нас она коррумпирована и зависима, и об этом говорят даже первые лица, несмотря на то что каждый год государство увеличивает деньги на ее содержание. У нас она не отвечает стандартам правосудия, в результате граждане не доверяют судам. Я не вижу системного подхода в ликвидации проблем, например, через законодательство.
У нас также проблема с контролем исполнения. Жогорку Кенеш обладает очень важной функцией — контролировать исполнение законов. Все думают, что депутаты должны только писать законы, но самая главная их функция — контрольная. А через нее исполняется и другая — представительская. При этом парламент слился с исполнительной властью. А слияние власти — это всегда злоупотребление властью. Парламент должен контролировать и пресекать злоупотребление властью.
Но парламентарии до сих пор не могут понять собственного назначения. Они не могут понять, что Жогорку Кенеш — орган для дебатов, пресекающих злоупотребление. ЖК должен всегда стоять на страже интересов народа и соблюдения его прав. Население не может понять, как устроено государство, как оно функционирует. Жогорку Кенеш должен помогать человеку быть в государстве.
Кыргызстану предстоит сделать еще очень и очень много для соблюдения прав человека. Но Кыргызстану есть чем гордиться, ведь КР — наиболее открытое и динамичное общество в регионе ЦА. Наша главная обязанность, чтобы эти стандарты не падали вниз. Это обязанности не только государства, но и граждан. Мы должны стать самостоятельными, самодостаточными, осознанными. Нам есть куда расти. Предстоит далекий путь: жить честно, работать профессионально, платить налоги.
Патриотизм — это не только калпаки и элечеки, патриотизм кроется в уважении к своему государству и народу.
Толекан Исмаилова, правозащитница «Бир Дуйно — Кыргызстан»
— 75 лет декларации — это большой юбилей. Она не далась легко миру, она стала результатом страданий и испытаний. В ней заложены ценности, высокие стандарты гуманности. Стоит помнить, что все люди равны в мире.
Нашей независимости 32 года, но сделано мало для продвижения прав и свобод человека. Всеобщую декларацию прав человека растоптало семейно-клановое правление в Кыргызстане, номенклатура, которая приходила в результате бесчестных выборов.
Как было, так и осталось номенклатурное правление, которое просто переоделось в демократическое платье в эпоху независимости.
У нас должны были пройти реформы, как в странах Балтии или Восточной Европы, чтобы система была построена в соответствии с правами человека. Но у нас силовое государство, которое усиливается за счет бюджета. Пока силовые структуры не реформируют, КР не будет соблюдать права человека.
Нас погубила и патриархальная система, ведь надо продвигать реформы, быть прозрачным и подотчетным, но государство не делает этого. Нынешняя система пока не отвечает правам человека.
Первыми пали журналисты, которые требуют от властей отчетности.
Но теперь нас еще и тревожит экологическая безопасность: вопросы сохранения водных ресурсов, радиоактивных отходов. Проблемы с экологической безопасностью нарушают социальные и экономические права.
Я хотела бы, чтобы в этот юбилейный год депутаты, которые инициировали агрессивные законопроекты в отношении СМИ и гражданского общества, отозвали их.
Журналисты и правозащитники дают безопасность власти через свободу слова. Кыргызстану это поможет в развитии. А отчеты о соблюдении прав человека помогают стать лучше.
Дмитрий Кабак, стажер УВКПЧ ООН по правам меньшинств
Всеобщей декларации прав человека присуща двойственность. С одной стороны, ВДПЧ считается «мягким правом». В отличие от основных договоров по правам человека, в самой декларации не предусмотрели контрольных механизмов и ответственности за неисполнение.
С другой — в системе ООН каждое государство — член ООН может поднимать вопросы соблюдения прав человека, например, при избрании государства в Совет по правам человека или же в рамках Универсального периодического обзора (УПО). Последний происходит каждые четыре года, и все государства мира представляют свои доклады об исполнении прав человека. Во время отчетности другие государства задают вопросы. Также НПО вправе подать свои отчеты. И система ООН компилирует доклад о стране.
В результате УПО государство получает список вопросов, по итогам которого принимаются рекомендации о наилучшем исполнении прав человека и международных обязательств. Так как в УПО участвуют государства, то содержание вопросов зависит от отношений между определенными государствами. Поэтому важно, чтобы НПО представляли свои отчеты, из них система ООН может поднять вопросы во время отчетности.
Также во время отчета государства могут взять добровольные обязательства. В отличие от ВДПЧ основные договоры по правам человека обладают обязательной юридической силой. По каждому договору или протоколу к ним государство-участник представляет доклады, в зависимости от договора, каждые 2, 4 или 5 лет. Вновь государство-участник договора представляет свой доклад. Общественные организации представляют альтернативные доклады, а система ООН — обобщенный доклад по вопросам, входящим в обязательства по договору. В соответствующем Комитете ООН отслеживают исполнение договора и принимают рекомендации.