Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Макс Георг Майер, глава Фонда Ханнса Зайделя, выступил с открытым обращением к властям Кыргызстана по поводу законопроекта о некоммерческих организациях.

Kaktus.media публикует текст обращения полностью:

«Вот уже 20 лет в Кыргызстане ведет работу немецкий Фонд Ханнса Зайделя, и мы с гордостью отметили наш юбилей 31 октября 2022 года – вместе с вами.

20 лет мы пытались внести свой вклад вместе с нашими кыргызскими партнерскими учреждениями в развитие государственного управления и местного самоуправления в стране.

Причиной того что наш фонд в 2002 году выбрал Кыргызстан в качестве своей штаб-квартиры для Центрально-Азиатского региона, была либерально-демократическая структура государства, а также активный и живой сектор НКО. Условия работы представительства нашего фонда казались очень перспективными.

Несмотря на часто происходящие политические потрясения, мы понимали, что это было правильным решением. Мы потратили всю нашу энергию, чтобы служить народу Кыргызстана – в основном вместе с местными кыргызскими партнерами (часто с местными кыргызскими НКО).

Мы регулярно отчитывались перед налоговой инспекцией, Социальным фондом, которые имеют постоянное право контролировать нас.

Мы действительно чувствовали себя желанными гостями в Кыргызстане и даже смогли расширить наши услуги, предоставляемые для кыргызского государственного управления и местного самоуправления.

В течение десятилетия 2010-2020 гг. время от времени мы сталкивались с попытками в национальном парламенте КР ужесточить Закон «Об НКО», придать представителям иностранных НКО статус «иностранных агентов», внести изменения в законодательство, препятствующие нашей работе.

Начиная с 2021 года в Кыргызстане атмосфера в отношении местных и иностранных НКО начала меняться. НКО теперь все чаще и чаще получают ярлык «врага нации» вместо «друга нации» (как это было ранее).

С 29 июня 2021 года в соответствии с Законом «Об НКО» (статья 17) НКО обязаны публиковать информацию об источниках своих доходов и своих расходов, а также о приобретаемом, используемом и неиспользуемом имуществе на сайте Государственной налоговой службе ежегодно не позднее 1 апреля.

Но кыргызским властям этого показалось мало: 2 ноября 2022 года для общественного обсуждения был опубликован новый законопроект об НКО. Помимо предоставления вышеуказанной отчетности в статистические и налоговые органы, Министерство юстиции и его территориальные органы, НКО теперь также должны отчитываться в Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики и ее территориальные органы (прокуратура), помимо дополнительной информации, которую НКО в настоящее время не обязаны размещать на сайте ГНС.

Уважаемое Кыргызское Государство! Вы пригласили принять участие в общественном обсуждении законопроекта, и я воспользуюсь этой возможностью, чтобы оставить некоторые личные комментарии (на основе нашей давней дружбы):

1. Многие положения законопроекта противоречат Международному пакту о гражданских и политических правах, участником которого Кыргызстан является с 1994 года. Вы считаете это весьма юридически сомнительным. Но это окажет большое влияние на ежегодный страновой рейтинг международных организаций для Кыргызстана и еще раз уменьшит инвестиции западных стран в вашу страну.

2. После консультаций с моими коллегами я должен отметить, что с принятием закона Кыргызстан примет один из самых ограничительных законов об НПО в странах постсоветского пространства. В конце года я всегда с большой гордостью называл Кыргызстан в своем годовом отчете «мой демократический остров в Центральной Азии». Из-за последних событий мне все труднее и труднее использовать это обозначение.

3. Законопроект очень радикален и не дифференцирован: он не учитывает того, что, по нашей оценке, 97% НКО в Кыргызстане являются организациями, оказывающими услуги в сфере образования, социальной помощи, культуры или охраны окружающей среды, и только 3% имеют политическую повестку дня. В настоящее время все они находятся «под облаком» (в поле подозрения).

4. Если 4 или 5 благонамеренных кыргызстанцев намерены объединиться и регулярно устраивать благотворительные акции для своего села или группы инвалидов без лишней бюрократии, что вы им скажете: «Стойте, при въезде в нелегальную зону должно быть не менее десяти человек, и по возможности обратитесь в Минюст с помощью адвоката!» Такое не сработало бы и в Германии. Вы должны, по крайней мере, дать местным некоммерческим организациям возможность выбирать среди альтернатив для организации.

5. Если кыргызское государство настаивает на всей отчетности, описанной выше, то это должен быть единый формат отчета, который можно было бы предоставить всем запрашивающим государственным учреждениям (налоговая служба, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура…) В противном случае сотрудники НКО столкнутся с огромным бременем отчетности, что отрицательно скажется на качестве их работы.

6. Законопроект несет большие риски для иностранных НКО. Позвольте мне объяснить вам, что это немного технический момент: международные организации часто работают с трехлетними бюджетами, которые они должны планировать за год до проекта, а также получать одобрение их головного офиса. Если иностранная НКО сейчас планирует бюджетный период на 2024-2026 гг., в первую очередь ей нужен прочный правовой статус здесь в Кыргызстане, чего уже не будет, если новый закон вступит в силу в мае 2023 года, как планировалось. Иностранные НКО должны немедленно пройти перерегистрацию в Министерстве юстиции, и нет гарантии, что по этому заявлению будет принято положительное решение или нет.

Так что ни солидного юридического статуса в 2023 году, ни нового бюджета на 2024 год!

Позвольте заранее вас поздравить.

Дорогие мои кыргызские друзья, желаю вам всего наилучшего, здоровья и процветания в наступающем 2023 году! И, пожалуйста, дайте мне снова почувствовать, что меня и мой фонд по-прежнему ждут в вашей стране!»

https://kaktus.media/471849