В преддверии референдума властей все чаще упрекают в использовании всевозможных методов для получения поддержки СМИ. Кылычбек Султанов, бывший посол Кыргызстана в Малайзии, ныне назначен советником главы МИД. Пост посла в Малайзии Султанов покинул в августе этого года, объяснив давлением со стороны властей из-за его позиции по конституционному референдуму.
Вслед за этим принадлежащая Кылычбеку Султанову газета «Супер инфо» перешла к открытой критике властей, публикуя острые интервью с оппозиционными политиками. Но в последние дни читатели стали замечать некоторое смягчение редакционной политики издания, что породило дискуссии о возможных политических торгах и прямой связи с новым назначением владельца газеты.
Кылычбек Султанов в настоящее время находится за рубежом, поэтому взять комментарии у него лично не представилось возможным. Главред газеты Шаиста Шатманова изменения в редакционной политике подтвердила, но только в сторону большей объективности:
— Некоторые телеканалы стали подавать субъективную информацию. Они освещают только провластную позицию, не дают возможности высказаться другим. Для баланса в подаче информации в какой-то момент мы были вынуждены встать на сторону оппозиции. Но мы понимаем, что неправильно вообще быть на чьей-либо стороне. Поэтому должны соблюдать стандарты подачи информации. И мы будем впредь соблюдать объективность и нейтралитет.
Закрытый эфир
Когда разговор заходит о необъективности СМИ, в первую очередь, выделяют ОТРК. Марат Иманкулов, лидер партии «Таза Кыргызстан», обвинил телеканал в пристрастности при распределении эфирного времени перед выборами в горкенеш:
— Нас не пустили в эфир под предлогом, что наша партия разделилась на две части из-за одной провокации. Все было подстроено по заказу властей. Вчера я обратился с просьбой предоставить нам прямой эфир, на что они отвечают, что можно подавать рекламные, агитационные материалы. Я вновь потребовал предоставить выделенный для нас прямой эфир. Ответа пока еще не получил. Но, похоже, что эфир мы так и не получим.
Глава ОТРК Илим Карыпбеков подтвердил слова Иманкулова о причине недопущения партии в эфир, отметив, что ее члены прежде всего должны решить внутрипартийные разногласия:
— На ОТРК выходят люди с более острыми оппозиционными взглядами, чем Марат Иманкулов. В прямой эфир. Сейчас не те времена, когда телеканалы были единственной площадкой для выступления политиков. Мы это прекрасно понимаем. Но во всем есть свой порядок. Марат Иманкулов заявляет, что недопущение к эфиру было подстроенной провокацией властей. Но члены партии сами не могут разобраться между собой. И как я могу их допустить к эфиру? Я могу сообщить через вас, что они получат свои 20 минут эфира. Мы им говорим, подавайте свои агитматериалы, рекламу, мы выпустим. Пусть разрешат внутрипартийную междуусобицу, мы предоставим эфир в любое время.
Критика в адрес властей за отношение к представителям СМИ во многом необоснованна, считает депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Жылдыз Мусабекова:
— Во времена Акаева было всего несколько газет. Мы работали в тяжелые годы. Разница между сегодняшним ОТРК и прежним налицо. Сейчас на канале может выступить любой человек. Иногда под предлогом демократии мы переходим границы.
Журналистка Кайыргуль Урумканова обращает внимание на то, что представители профессии зачастую ограничивают себя в силу определенных причин:
— За каждым СМИ стоят разные силы. Госканалами управляет «Белый дом», у частных телеканалов свои хозяева. В СМИ можно проследить отношение их владельцев к политикам и политическим событиям. Кроме того, власти преследуют журналистов за критику. Эффективным инструментом у властей стали отказы в аккредитации. Закрывают доступ к госструктурам, не приглашают на мероприятия, из-за чего некоторые журналисты начинают себя ограничивать.
Показательное событие об отношениях между СМИ и властями произошло в начале этого месяца. Несколько журналистов были лишены аккредитации на участие в пресс-конференции президента Алмазбека Атамбаева. Глава государства в своем выступлении признал, что их намеренно не аккредитовали, и раскритиковал некоторых журналистов за необъективную работу.