Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Власти Кыргызстана должны немедленно восстановить доступ к независимому новостному веб-сайту Res Publica и отменить недавно принятый закон о ложной информации, который серьезно угрожает свободе прессы, заявил 8 августа Комитет по защите журналистов (КЗЖ).

21 июля главный редактор Res Publica Замира Сыдыкова сообщила на сайте издания и на своей странице в Facebook, что Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызстана приказало интернет-провайдерам заблокировать доступ к его сайту после того, как издание не смогло выполнить ранее требование министерства об удалении двух следственных статей.

Блокировка продлится два месяца, но может быть продлена, если издание не удалит статьи, по словам Акмата Алагушева, представителя местной правозащитной группы «Институт медиаполитики», которая консультирует владельца доменного имени для сайта Res Publica, Ярослав Тартыков, занимавшийся этим делом и разговаривавший с КЗЖ по телефону.

Это первое применение спорного закона «О защите от недостоверной (ложной) информации» против СМИ, как сообщает Алагушев и новостные сообщения. Закон был принят в июле 2021 года, а в следующем месяце его подписал президент Садыр Жапаров.

Res Publica намерена оспорить блокировку в суде, сообщила КЗЖ Сыдыкова по телефону.

«Кыргызский закон о ложной информации наделяет государственные органы цензурными полномочиями и фактически устанавливает презумпцию виновности в отношении журналистов. Во-первых, его никогда не следовало подписывать в качестве закона», — сказал директор программы КЗЖ Карлос Мартинес де ла Серна в Мадриде. «Кыргызские власти должны немедленно снять блокировку с Res Publica и отменить закон о ложной информации, который слишком подвержен злоупотреблениям со стороны чиновников и влиятельных бизнесменов».

По закону физические и юридические лица могут потребовать от интернет-издателей удалить якобы ложную информацию и опубликовать исправление в течение 24 часов; если контент не будет удален, истец может обратиться в Министерство культуры с заявлением об удалении контента в установленные сроки и, если материал снова не будет удален, заказать блокировку соответствующего веб-сайта или веб-страницы на срок до двух месяцев без решения суда, в соответствии с постановлением Кабинета Министров от апреля 2022 года, устанавливающим порядок действия закона.

Министерство культуры приказало заблокировать доступ к веб-сайту Res Publica после того, как Асан Токтосунов, бывший глава государственной компании по обслуживанию аэропортов, подал запрос на удаление контента в соответствии с законом о ложной информации в связи с двумя расследованиями, опубликованными изданием в 2019 году о коррупции, по словам Сыдыковой и копии постановления министерства культуры о блокировке, которое изучил КЗЖ.

Тартыков сообщил КЗЖ через приложение для обмена сообщениями, что 15 июля представитель Министерства культуры отправил ему через приложение для обмена сообщениями письмо от 15 июня, предписывающее Res Publica удалить две статьи в течение трех дней, но к 17 июля сайт уже стал недоступен в Кыргызстане. Тартыков сказал, что министерство утверждало, что оно ранее отправило письмо на адрес электронной почты, используемый Res Publica, но Сыдыкова отрицала, что издание получало какое-либо письмо на этот адрес.

В марте 2022 года Верховный суд Кыргызстана оставил в силе решения суда низшей инстанции, предписывающие Res Publica опубликовать исправления в отрывках, касающихся Токтосунова, в двух рассматриваемых статьях, согласно копиям постановлений, с которыми ознакомился КЗЖ.

Сыдыкова сообщила КЗЖ, что считает решения суда необоснованными и поддерживает сообщение СМИ.

По словам Сыдыковой, в 2021 году акционеры отстранили Токтосунова от должности, а власти Кыргызстана признали его виновным в коррупции после расследований Res Publica.

Токтосунов подтвердил этот приговор КЗЖ, но сказал, что обвинения, по которым он был осужден, не были теми, о которых сообщала «Рес паблика» в ходе своих расследований. Он сказал, что прибегнул к закону о ложной информации после того, как его предыдущие попытки добиться исполнения судебных решений о публикации исправлений не увенчались успехом.

Сыдыкова добавила, что Минкультуры при выдаче блока не ссылалось на судебные дела, а производство по закону о заведомо ложных сведениях не касалось судебных дел.

Алагушев сказал КЗЖ, что это дело демонстрирует «абсурдность и произвол» закона Кыргызстана о ложной информации. Хотя процедура закона требует от истцов направить в министерство «обоснованные требования», в нем не указаны какие-либо критерии, которые министерство должно использовать при распоряжениях о блокировке, и не требуется, чтобы министерство обосновывало свои решения.

Представитель министерства сообщил местному изданию «Апрель», что министерство «не обязано выносить решения о достоверности спорного контента, а просто действовать по жалобе истца, если владельцы веб-сайтов отклоняют запрос истца об удалении».

Власти могут продлевать блокировку до тех пор, пока Res Publica отказывается удалять спорный материал, сообщил КЗЖ Алагушев. По его словам, владельцы сайтов могут обжаловать решения Минкульта в суде, но такой процесс, скорее всего, займет несколько месяцев, в течение которых сайт может оставаться заблокированным.

Анализ закона, проведенный Институтом медиаполитики и местной юридической НПО «Адилет», показал, что он будет использоваться для того, чтобы замалчивать сообщения о коррупции, а отсутствие прозрачности самого процесса принятия решений влечет за собой высокий риск коррупции и злоупотребления властью.

КЗЖ обратился в Министерство культуры по электронной почте за комментарием, но не получил ответа.

https://kg.akipress.org/news:1797557