Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Цитата

«Через неделю после блокировки количество просмотров Telegram-каналов значительно снизилось» — материал с таким заголовком 25 апреля опубликовала «Медиалогия», которая занимается мониторингом СМИ и соцсетей. Новости о серьезном падении просмотров в Telegram — на 76,5% — со ссылкой на «Медиалогию» опубликовали крупнейшие российские интернет-издания и агентства. В пресс-службе компании «Медузе» пояснили, что корректнее смотреть данные по топ-100 каналов — там падение составило 23%.

«Медиалогия»

Авторы популярных телеграм-каналов уже выступили с резкой критикой данных «Медиалогии», обвинив компанию в манипуляции цифрами. Появились даже намеки, что публикация могла быть сделана, чтобы Роскомнадзор смог отчитаться об успехах блокировки.

Есть другие данные об аудитории Telegram?

Да. Сервис аналитики TGStat.ru также собирает данные о просмотрах постов, и его результаты сильно отличаются от того, что показала «Медиалогия». По информации TGStat, в первые дни после блокировки аудитория Telegram выросла, а потом вернулась к нормальным показателям. Но не упала.

TGStat.ru

Вот главные отличия в двух наборах данных:

  1. «Медиалогия» измеряет по 158 тысячам каналов, а TGStat — по 40 тысячам;
  2. Общее количество просмотров у TGStat в несколько раз выше (180–200 миллионов в день против 50 миллионов у «Медиалогии»);
  3. График «Медиалогии» начинается с 16 апреля, когда была пиковая посещаемость. Поэтому падение невозможно сравнить с обычным трафиком Telegram.

Но ведь исходные данные одинаковые. Откуда разница?

В Telegram на запрос «Медузы» по поводу публикации «Медиалогии» не ответили. Открытой статистики у мессенджера нет, поэтому измерять аудиторию можно только по цифрам просмотров под каждым постом. Руководитель отдела контента и аналитики в Combot (работает с TGStat) Антон Проценко объяснил «Медузе», что отследить местоположение пользователей нельзя. Это значит, что выделить пользователей из конкретной страны можно только грубо — по языку. То есть когда говорят о «российской» аудитории Telegram, речь идет о читателях каналов, которые ведут на русском языке. Хотя, очевидно, читать их можно из любой страны.

В выборке TGStat все 40 тысяч каналов — русскоязычные. Это проверяют волонтеры. На вопрос «Медузы», все ли каналы в выборке «Медиалогии» русскоязычные, в пресс-службе ответили: «Анализировалась база более 150 тысяч каналов, в том числе русскоязычные и открытые чат-боты».

«Медиалогия» и TGStat считают просмотры постов по-разному. «Медиалогия» учитывает просмотры только тех постов, которые были опубликованы в конкретный день. TGStat в конце каждого дня смотрит, как изменилось количество просмотров последних 100 постов в каждом канале на данный момент. Проще понять на примере.

1 января «Медуза» опубликовала новогодний пост в своем телеграм-канале. Читатель Вася прочитал его в тот же день, а читательница Аня отдыхала и открыла телеграм только после новогодних каникул — 9 января. Вот как будут засчитаны их просмотры:

  • TGStat засчитает Васю в столбик за 1 января, а Аню — за 9 января. Когда посмотрел — тогда и посчитали.
  • «Медиалогия» засчитает Васю за 1 января. А статистику Ани «Медиалогия» не засчитает вообще — ведь она посмотрела пост, который был опубликован давно.

Такая принципиальная разница в подсчетах хорошо объясняет разные порядки цифр — у TGStat просмотров в день больше, потому что пользователи читают не только свежие, но и старые посты.

Какой статистике верить?

Оба описанных метода имеют право на существование, но метод «Медиалогии» более подвержен случайным колебаниям. Он сильно зависит от того, как много было опубликовано постов в конкретный день и как хорошо их в этот самый день читали. «Таким образом мы исключаем накопления по просмотрам», — пояснили в компании.

Этим можно объяснить и разницу, зафиксированную «Медиалогией», — в первые дни после блокировки телеграм-каналы пользовались особой популярностью у читателей. Как показывает график TGStat, общая аудитория Telegram после блокировки падала несколько дней вплоть до 21 апреля (выходных), а затем стала расти; количество постов (эти данные «Медиалогия» вообще не публикует) находится приблизительно на том же уровне — падает по выходным, а потом поднимается в будние дни.

https://meduza.io/feature/2018/04/25/vizhu-novosti-chto-prosmotry-postov-v-telegram-silno-upali-posle-blokirovki-eto-pravda