1 декабря 2016 года судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного суда КР поставила точку по гражданскому иску о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда граждан Базарбаевой А.Ч., Мамбетиминовой А.Ж., Жолдошбековой Б.Ж., Асылбековой Т.А. к «Азаттык Медиа».
Напомним ранее Бишкекский горсуд отменил решение Ленинского районного суда в части взыскания морального вреда, увеличив сумму моральной компенсации с 3 000 сом до 100 000 сомов каждой истице (общая сумма 5 800$).
В ходе рассмотрения надзорной жалобы в Верховном суде КР Медиа представителю удалось отстоять позицию о неразумности и несоразмерности присужденной суммы компенсации морального вреда Бишкекским горсудом. В результате Верховный суд КР снизил компенсацию морального вреда с 400 000 сомов до 40 000 сомов (по 10 000 сомов каждой истице).
История судебного разбирательство началось еще в 2014 году, когда в эфире Общественной телерадиовещательной корпорации 3 сентября 2014 года был показан репортаж «Азаттык Медиа» под названием: «Сексуалдык кулчулук курмандыктары» («Жертвы сексуального рабства»). Сюжет рассказывал о молодых женщинах, которые выезжают за границу и становятся жертвами сексуального рабства. При подготовке данного сюжета были использованы кадры в публичных местах, такими как аэропорт «Манас-Ош» с участием посетителей аэропорта, включая и кадры с участием истиц. В момент демонстрации изображений истиц закадровый голос сообщает: «гражданки КР, которые вылетают за пределы страны и становятся жертвами сексуального насилия».
На протяжении всего судебного разбирательства, Медиа представитель Акмат Алагушев, защищающий интересы «Азаттык Медиа», настаивал на том, что до рассмотрения судом дела, редакция сделала официальное опровержение в эфире Общественной телерадиовещательной корпорации в передаче «Азаттык+», где разъяснили, что истицы не имеют никакого отношения к героиням репортажа и теме репортажа, а также принес официальные извинения. Пункт 5 Постановления Пленума говорит, что лицо, обращающееся в суд, должно в исковом заявлении конкретно указать, какие слова, выражения, словосочетания, утверждения, распространенные ответчиком, порочат его честь и достоинство, деловую репутацию. Однако в исковом заявлении не указывались конкретные сведения, которые имеют отношение к истицам, и порочат их честь, достоинства и деловую репутацию и подлежат опровержению.
Также Медиа представитель указывал нижестоящим судам что в самом репортаже об истицах нет ни одного утверждения, и они в числе многих других посетителей аэропорта не идентифицируются в репортаже в качестве работниц коммерческого секса. Согласно Постановлению Пленума «не подлежат удовлетворению требования истца об опровержении слов, выражений, словосочетаний, утверждений, которые непосредственно не содержатся в распространенной информации, а, по мнению истца, следуют из нее, являются выводами».
Согласно ст.19 ГК КР разрешение на получение изображения не требуется, если изображение получено в публичной обстановке.