«Сводка» — Верховный суд Кыргызстана рассмотрел сегодня, 9 декабря, надзорную жалобу Аваса Саипова — отца и законного представителя 26-летнего журналиста Алишера Саипова, убитого осенью 2007 года в Оше.
По обвинению в совершении этого убийства правоохранительные органы в селе Арал Лейлекского района Баткенской области 24 февраля 2009 года задержали некоего Абдуфарида Расулова. По версии следствия, именно он выследил Саипова и убил его тремя выстрелами из пистолета Макарова: один раз в ногу и два — в голову. Также у Расулова изъяли поддельное удостоверение сотрудника Лейлекского РОВД и пистолет Макарова, а в его автомашине «Жигули» обнаружили 16 кг 644 г гашиша.
Затем уголовное дело по обвинению А.Расулова в убийстве Саипова, незаконном хранении наркотиков и оружия передают на рассмотрение в Ошский городской суд. Как сегодня сообщил Авас Саипов, в горсуде опросили только его и подсудимого Расулова, а другие участники процесса — свидетели, эксперты и т.д. — на заседание не явились. В итоге горсуд 29 июля 2009 года выносит решение — направить дело на дополнительное расследование, т.к. Авас Саипов заявил, что подсудимый Расулов не причастен к убийству его сына, а замешаны другие лица, в частности, он считает, что к этому причастны спецслужбы Узбекистана.
«Но решение горсуда обжалуется со стороны государственного обвинения и, что странно, адвокатом подсудимого Расулова», — сказал сегодня в Бишкеке Авас Саипов в интервью журналистам.
Ошский областной суд 22 сентября своим определением отменяет решение горсуда и возвращает уголовное дело обратно на рассмотрение первой инстанции. На этот раз решение облсуда в надзорном порядке обжалует Авас Саипов.
Именно эту жалобу сегодня и рассмотрела коллегия Верховного суда по уголовным делам в составе председательствующего Турсуна Акылбекова, докладчика Шералы Жакыпбаева и судьи Клары Максутовой.
В ходе заседания Авас Саипов назвал причины, согласно которым он требует доследования этого уголовного дела. По его данным, перед смертью его сын получал угрозы. Например, 17 октября 2007 года (за неделю до убийства) к ним в дом пришли трое: директор Ошского узбекского драматического театра имени Бабура Б.Т. и два узбекистанца. По словам Аваса Саипова, по разговорам этих двоих незнакомцев он догадался, что они являются сотрудниками Службы национальной безопасности Узбекистана. Б.Токтоматов уговаривал Алишера написать в положительном тоне о президенте Исламе Каримове и Узбекистане. После отказа Алишера, Б.Токтоматов заявил, что ему, т.е. Саипову, «будет очень плохо».
Авас Саипов назвал несколько имен, которые могут быть соучастниками убийства его сына. Также он обвинил в провокационных действиях по национальному признаку некого сотрудника ошской мэрии Салимова, который призывал его не молчать, что Алишера убили кыргызы, и обещал поддержку со стороны узбеков.
Также Авас Саипов сообщил, что майор милиции Шакир Зулимов после смерти Алишера забрал его сотовые телефоны и ноутбук, которые с тех пор пропали.
В связи с этим он требовал оставить в силе решение первой судебной инстанции, т.е. направить дело на дополнительное следствие.
В итоге сегодня, 9 декабря, Верховный суд принял решение не удовлетворять надзорную жалобу Алишера Саипова и оставить в силе решение Ошского областного суда. Свое решение они обосновали тем, что горсуд не полностью рассмотрел это дело, т.е. допросил только Аваса Саипова и Абдуфарида Расулова. Остальные же участники процесса остались недопрошенными. Горсуд должен полноценно рассмотреть это дело, т.е. допросить всех участников процесса, рассмотреть материалы дела, доказательства и т.д., пояснили в суде.
Авас Саипов после оглашения данного решения в интервью журналистам заявил, что он «не нашел честности» в Верховном суде.