Депутаты Жогорку Кенеша (Марлен Маматалиев, Бактыбек Садыков и Гулшаркан Култаева) инициируют поправки в Закон «О рекламе». Они опубликованы для общественного обсуждения на сайте парламента.
Что предлагается?
Инициаторы предлагают поправки в Закон «О рекламе» по части рекламы особых видов товаров. Так, предлагается исключить следующую норму:
- распространение рекламы, основанной на риске игр и взаимных пари их организаторов, участников и посредников, в том числе игорных заведений, таких как букмекерские конторы и тотализаторы (реклама игорного бизнеса).
Появляется новая статья 17-1, где прописаны условия рекламы для игорного бизнеса:
1. Допускается размещение, распространение рекламы основанных на риске игр и взаимных пари их организаторов, участников и посредников, в том числе игорных заведений, таких как букмекерские конторы и тотализаторы (реклама игорного бизнеса) только в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, взаимные пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, транспортных остановок и других подобных объектов), а также общественного транспорта.
2. Кроме случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:
- в спортивных сооружениях;
- на спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов.
3. Запрещается трансляция рекламы основанных на риске игр и взаимных пари в прямом эфире или в записи спортивного соревнования, а общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции спортивного соревнования в местах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
4. Запрещается размещение, распространение рекламы основанных на риске игр и взаимных пари в государственных, детских учреждениях, медицинских, культурных организациях, в печатных изданиях для несовершеннолетних.
5. Реклама основанных на риске игр и взаимных пари не должна:
- обращаться к несовершеннолетним;
- создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх и взаимных пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;
- содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх и взаимных пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;
- создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано.
При этом еще запрещается распространение рекламы оказания психологических услуг лицами, не имеющими документ о высшем образовании по специальности.
Для чего это делается?
В справке-обосновании авторы поправок указывают, что поправки затрагивают особенности некоторых видов рекламы, которые в современных реалиях остро требуют законодательного урегулирования.
«В последнее десятилетие наблюдается значительный рост числа природных и техногенных бедствий, в том числе увеличение количества негативных социальных явлений, включая психологические проблемы, на которые люди ищут решение в виде получения психологических услуг. При этом они получают непрофессиональную помощь от людей, не имеющих соответствующего образования по направлению психологии.
Граждане также стали чаще прибегать к услугам различных психологов, в перечень услуг которых входят гештальт-терапия, гипнотерапия, психо-функциональная разблокировка и иные виды нововведенных психологических услуг, которые могут напрямую влиять на психику человека как положительно, так и отрицательно.
Психологическая помощь отличается от психиатрической, поскольку не относится к медицинской сфере. Соответственно, для осуществления профессиональной деятельности психологу необходимо иметь только профильное образование, а не медицинскую квалификацию. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к росту количества лиц, предоставляющих психологические услуги, такие как курсы, тренинги и консультации, при этом не обладающих соответствующей профессиональной подготовкой. В результате рынок психологических услуг оказывается перенасыщен большим числом некомпетентных специалистов», — указывают авторы.
Лица, оказывающие подобные услуги, чаще всего распространяют рекламу о своих услугах в информационно-телекоммуникационной сети, а именно в социальных сетях, где чаще всего подростки, молодые люди находят подобных неквалифицированных специалистов и прибегают к их услугам, не запрашивая документы об их квалификации.
Что же касается рекламы игорной деятельности, то авторы объясняют ее возвращение тем, что на сегодня по республике функционируют более 80 федераций по различным видам спорта. Ряд больших спортивных федераций могут использовать рекламу основанных на риске игр и взаимных пари для создания своего имиджа, придать узнаваемость и получить финансовую прибыль для развития спорта, а также распространить идеи активного образа жизни.
«Спортивная реклама представляет собой специфический инструмент маркетинга, который ориентирован на продвижение как самих компаний (их товаров и услуг), так и спонсоров спортивных брендов и соревнований.
В сфере спортивного маркетинга рекламодателями могут выступать, помимо производителей спортивной экипировки и инвентаря, также и компании, которые спонсируют спортивные мероприятия (матчи, соревнования и т. д.). Реклама в спорте обычно используется для повышения узнаваемости бренда, создания имиджа, особенно во время глобальных спортивных мероприятий», — указывают депутаты.
Возвращение работы казино явилось предпосылкой возникновения коллизий между НПА и непоступления в республиканский бюджет налоговых отчислений от реализации некоторых видов рекламы.
Сегодня государство теряет налоговые поступления от обращения рекламы в этой сфере. Тогда как игорные заведения, в частности, такие как тотализаторы, могут стать плательщиками налогов на игорный бизнес, налогов на прибыль, НДС и других обязательных платежей. А самодостаточность спортивных федераций и других организаций разгрузит республиканский бюджет от денежных затрат на развитие спорта и здорового образа жизни населения.
Более того, мы сможем защитить права потребителей, так как официальная реклама обеспечит контроль за игорными компаниями и предъявление им требований по открытости.