Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В Жогорку Кенеше зарегистрирован проект Закона «О средствах массовой информации», разработанный кабинетом министров.

Согласно проекту, закон направлен на «обеспечение реализации установленного и гарантированного Конституцией права каждого на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, получения и распространения информации и регулирует связанные с этими правами общественные отношения».

Общие положения

Свобода выражения своего мнения, свобода слова и печати, получения и распространения информации

В Кыргызстане каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, на свободу слова и печати, получения и распространения информации, которое реализуется путем:

  • свободного выражения своего мнения любым, не запрещенным Конституцией и законодательством КР способом;
  • свободного поиска, выбора, получения и распространения информации любым, не запрещенным законодательством КР способом;
  • свободного доступа к информации, за исключением информации, содержащей государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
  • свободного создания и распространения продукции средств массовой информации;
  • ограничения законами КР оснований для вмешательства в деятельность средств массовой информации;
  • защиты источников информации;
  • запрещения цензуры;
  • запрещения монополии на средства массовой информации.

В Кыргызской Республике право каждого на свободу выражения своего мнения, на свободу слова и печати, получения и распространения информации реализуется в устной, письменной, печатной и иных формах, не запрещенных законодательством КР.

В Кыргызской Республике поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение печатных и других средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством КР.

Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения, предприятия, организации и учреждения независимо от формы собственности, обязаны обеспечить каждому гражданину право ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями, за исключением сведений, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

Ограничение свободы выражения своего мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации допускается в условиях чрезвычайного или военного положения в соответствии с конституционным законом.

Законодательство Кыргызской Республики о средствах массовой информации

Законодательство КР о средствах массовой информации состоит из Конституции, настоящего закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в республике, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции на территории КР.

Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные законом, наравне с юридическими лицами и гражданами КР, если иное не установлено законом.

Если международным договором, вступившим в силу в соответствии с законодательством КР, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим законом, применяются правила международного договора.

Недопустимость вмешательства в деятельность средства массовой информации

Любое незаконное воспрепятствование, вмешательство со стороны любых физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, в процесс производства продукции средств массовой информации, в том числе в отношения между производителем и собственником (учредителем) и (или) редакцией (редактором) средства массовой информации, влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Недопустимость злоупотребления свободой выражения своего мнения, свободой слова и печати, получения и распространения информации

Запрещается использование средств массовой информации:

  • для распространения материалов, содержащих публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному изменению конституционного строя КР, организации массовых беспорядков;
  • для пропаганды преступлений, правонарушений, войны, разжигания национальной, расовой, региональной и религиозной вражды;
  • для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;
  • для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, однополые браки, нетрадиционную сексуальную ориентацию, наносящие вред здоровью и нравственности населения, культ насилия и жестокости;
  • для распространения материалов, подвергающих граждан дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической и региональной принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения;
  • для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательство на их честь и достоинство, деловую репутацию;
  • для распространения информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом либо если это необходимо для защиты общественных интересов и/или приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
  • для разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
  • для пропаганды и распространения сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • для распространения информации, причиняющей вред здоровью или физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, запрещенной для распространения среди детей.

Запрещается распространять материалы, нарушающие принцип презумпции невиновности гражданина.

Случаи неразглашения информации

Средства массовой информации не вправе:

  • разглашать предоставленную ему юридическими и физическими лицами информацию с условием сохранения ее в тайне;
  • называть лицо, предоставившее ему информацию с условием неразглашения его имени;
  • разглашать сведения об оперативно-разыскной, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, производстве по уголовному делу в случаях, установленных законом;
  • предавать гласности любую полученную информацию, касающуюся несовершеннолетнего правонарушителя или подозреваемого в совершении правонарушения без согласия его законного представителя.

Язык средств массовой информации

Средства массовой информации распространяются на государственном, официальном или других языках. Государство обеспечивает право граждан КР на использование родного языка и других языков при получении и распространении массовой информации в соответствии с законодательством.

Запрет цензуры средств массовой информации

Цензура средств массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, запрещается.

Средства массовой информации

Виды средств массовой информации

К СМИ относятся периодические печатные издания, теле-, радиовещание, веб-сайты в телекоммуникационной сети Интернет и иные электронные средства массовой информации, а также зарегистрированное как средство массовой информации информационное агентство, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера.

Право на создание средства массовой информации

Право на создание (учреждение) СМИ принадлежит гражданину КР, объединению граждан, государственным органам, органам местного самоуправления, иным юридическим лицам.

Не может выступать учредителем (собственником) средства массовой информации:

  • гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста либо признанный судом недееспособным;
  • гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда либо имеющий судимость за совершение преступления с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  • объединение граждан, юридическое лицо, деятельность которых запрещена в соответствии с законодательством КР;
  • гражданин иностранного государства или лицо без гражданства.

Учредитель средства массовой информации

Собственником (учредителем) СМИ может быть юридическое или физическое лицо либо объединение юридических и (или) физических лиц. На основании закона собственник наделен правом создания, а также управления (владения, пользования, распоряжения) средствами массовой информации.

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (редактором).

Собственник вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление собственника (учредителя). Максимальный объем заявления собственника (учредителя) определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

Собственник (учредитель) средства массовой информации вправе выступать в качестве учредителя редакции, редакции, журналиста, вещателя, производителя продукции, распространителя как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора.

Учредитель средства массовой информации имеет право на:

  • наименование средства массовой информации;
  • учреждение редакции средства массовой информации;
  • заключение договора с физическими лицами относительно принятия ими на себя функций редакции (редактора) средства массовой информации;
  • передачу своих прав в отношении средства массовой информации, установленных законом, юридическому и (или) физическому лицу, включая редакцию (редактора) средства массовой информации;
  • принятие решения о прекращении деятельности средства массовой информации.

Собственник не вправе вмешиваться в деятельность СМИ, за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (редактором).

Гражданин КР, имеющий двойное гражданство, гражданин иностранного государства, иностранное юридическое лицо, а равно юридическое лицо КР с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном капитале которого составляет 50% и более, не могут выступать учредителями теле- и радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм, веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Редакция СМИ

Редакцией (редактором) средства массовой информации, которая осуществляет производство и подготовку к выпуску (выходу в эфир) средства массовой информации, является:

  • физическое лицо, привлеченное собственником (учредителем) СМИ на основании договора;
  • творческий коллектив;
  • средства массовой информации на основании коллективных договоров.

Редакция также может выступать в качестве собственника (учредителя), вещателя, производителя продукции, распространителя средства массовой информации. Редакция (редактор) СМИ осуществляет свою деятельность на основании закона и законодательства КР, устава редакции и договора с учредителем средства массовой информации.

Никто не вправе обязать редакцию СМИ обнародовать или опубликовать отклоненный ею материал, если иное не предусмотрено законодательством.

Редакционная коллегия

Редакционная коллегия (редакционный совет) является консультативным, совещательным органом средства массовой информации без образования юридического лица, уполномоченный редакцией и собственником на определение редакционной политики средства массовой информации.

Особенности государственного антимонопольного регулирования рынка средств массовой информации

Недопустима монополизация средств массовой информации в интересах какого-либо физического или юридического лица.

В целях недопущения монополизации использования ограниченных государственных ресурсов теле- и радиочастотного спектра одно и то же физическое или юридическое лицо и (или) аффилированные с ними лица имеют право быть собственником (учредителем):

  • не более одного теле- и (или) радиоканала, имеющего лицензию на вещание по всей территории КР;
  • не более одного теле- и (или) радиоканала, имеющего лицензию на вещание в областях, Бишкеке и Оше.

Физическому лицу, которое является единоличным собственником (учредителем) вещательной организации или вклад которого в вещательную организацию обеспечивает контроль над нею, или супругу этого лица не может принадлежать более 25% акций (долей капитала) в других вещательных организациях.

Гласность деятельности средств массовой информации

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие выходные данные: название издания, собственника (учредителя) – юридического лица, фамилию и инициалы собственника (учредителя) – физического лица и редактора, порядковый номер выпуска, дату выхода, периодичность, тираж, адрес редакции.

Все средства массовой информации и веб-сайты в телекоммуникационной сети Интернет имеют право указывать по своему выбору в своих выходных данных любую другую информацию.

Государственная регистрация средств массовой информации

Государственная регистрация СМИ

Средство массовой информации осуществляет свою деятельность после его государственной регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных законом.

Веб-сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежит регистрации Министерством цифрового развития как сетевое СМИ в порядке, установленном кабинетом министров. Заявление о регистрации СМИ подается в Министерство юстиции или в Министерство цифрового развития.

Заявителю (собственнику/учредителю) выдается расписка о приеме такого заявления и необходимых документов с указанием даты их поступления. Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются Минюстом в течение 5 рабочих дней с указанной даты.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия Министерством юстиции либо Министерством цифрового развития решения о регистрации.

На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенном от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной Министерством юстиции либо Министерством цифрового развития.

Министерство юстиции и Министерство цифрового развития ведут Реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном кабмином. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических лиц и юридических лиц.

Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются Министерством юстиции, Министерством цифрового развития бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Сведения о конкретном СМИ направляются в письменной форме в виде выписки из реестра или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается при отсутствии в данном реестре сведений о конкретном средстве массовой информации.

Собственник (учредитель) сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение шести месяцев со дня выдачи свидетельства о государственной регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Подача заявления о государственной регистрации средства массовой информации

В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

  • сведения о собственнике (учредителе, соучредителях), фамилия, имя, отчество учредителя, если это физическое лицо, либо полное фирменное наименование, если учредитель юридическое лицо, адрес заявителя;
  • наименование (название) средства массовой информации;
  • язык (языки) распространения массовой информации;
  • адрес редакции;
  • форма периодического распространения массовой информации;
  • предполагаемая территория распространения продукции;
  • предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
  • источники финансирования;
  • сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, редактором (редакцией), издателем или распространителем;
  • доменное имя веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины, а также документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных законом.

Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

Перерегистрация средства массовой информации

Смена собственника (учредителя), изменение состава собственников (соучредителей), а равно наименования (названия) допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

Во время прохождения процедуры перерегистрации деятельность средства массовой информации не приостанавливается.

Перерегистрация средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и его регистрация.

Перерегистрация средства массовой информации, деятельность которого прекращена судом, запрещается.

При изменении местонахождения редакции, доменного имени веб-сайта для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом уполномоченный государственный орган.

Освобождение от государственной регистрации средства массовой информации

Не требуется государственная регистрация:

  • периодических печатных изданий тиражом менее 100 экземпляров;
  • радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением либо территорией одного государственного органа, органа местного самоуправления, учебного заведения или предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности.
  • средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных правовых актов.

Отказ в государственной регистрации средства массовой информации

Отказ в государственной регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям, если:

  • заявление подано от имени физического лица, объединения граждан, юридического лица, не обладающих правом на учреждение средства массовой информации в соответствии с законом;
  • не полно представлены сведения, предусмотренные законом;
  • Министерством юстиции, Министерством цифрового развития ранее зарегистрировано средство массовой информации с тем же наименованием (названием).

Извещение об отказе в государственной регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа в течение двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения Министерством юстиции.

Заявление о государственной регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения в течение двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения Министерством юстиции, Министерством цифрового развития с указанием основания возврата, если:

  • заявление подано с нарушением требований закона;
  • заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;
  • не уплачена государственная пошлина.

После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.

Признание свидетельства о государственной регистрации СМИ недействительным

Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным Министерством юстиции либо МЦР только в случаях, если:

  • свидетельство о регистрации получено обманным путем;
  • СМИ не выходит в свет (в эфир) более шести месяцев;
  • устав редакции или заменяющий его договор не принят или не утвержден в течение двух месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ;
  • имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.

Организация деятельности средства массовой информации

Возникновение прав и обязанностей средства массовой информации

Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные законом, возникают со дня регистрации СМИ, а предусмотренные уставом редакции — со дня его утверждения.

Собственник, редакция (редактор), издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить закону и законодательству КР.

Статус редакции средства массовой информации

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного СМИ организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакцией руководит редактор, который осуществляет свои полномочия на основе закона, устава редакции, договора между собственником (учредителем) и редакцией (редактором).

Редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим законом и законодательством.

Устав редакции

Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее 2/3 его состава и утверждается учредителем.

В уставе редакции должны быть определены:

  • взаимные права и обязанности учредителя, редакции, редактора;
  • полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;
  • порядок назначения (избрания) редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
  • основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ;
  • передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
  • порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные законом и не противоречащие законодательству КР.

Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в уполномоченный государственный орган не позднее двух месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе, составляют коммерческую тайну.

Информационные агентства

В отношении информационных агентств одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Информационное агентство регистрируется в порядке, установленном настоящим законом.

При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

Прекращение и приостановление деятельности средства массовой информации

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению собственника (учредителя) либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску уполномоченного государственного органа.

Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (редактором).

Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные (более двух раз) в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований закона, по поводу которых Министерством юстиции, Министерством цифрового развития либо Генеральной прокуратурой были вынесены письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (редактору), а равно неисполнение акта суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.

Основанием для приостановления судом деятельности СМИ могут служить:

  • необходимость обеспечения иска, предусмотренного настоящей статьей;
  • нарушение Конституции и законодательства КР.

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его государственной регистрации и устава редакции.

Права и обязанности журналиста

Статус журналиста

Профессиональный статус журналиста распространяется:

  • на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;
  • на авторов, не связанных с редакцией СМИ трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Права журналиста

Журналист имеет право:

  • искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • посещать государственные органы, органы местного самоуправления, организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы на основании аккредитации;
  • посещать органы общественных объединений либо их пресс-службы;
  • быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  • получать доступ к документам и материалам, за исключением документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  • копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований настоящего Закона;
  • с согласия должностных лиц или граждан производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино — и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на собраниях, митингах, курултаях в порядке, установленном законодательством КР;
  • проверять достоверность сообщаемой ему информации;
  • излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
  • отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
  • снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с требованиями настоящего Закона;
  • распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством КР.

Аккредитация журналистов средства массовой информации

Редакция СМИ, зарегистрированная в установленном законом порядке, имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления на аккредитацию при них своих журналистов.

Государственные органы, органы местного самоуправления, аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами.

Аккредитовавшие журналистов госорганы, органы МСУ обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией средства массовой информации нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию государственного органа, органа местного самоуправления, аккредитовавшего журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Аккредитация собственных корреспондентов редакций СМИ осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Обязанности журналиста

Журналист обязан:

  • соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
  • проверять достоверность сообщаемой им информации;
  • удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
  • сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
  • получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
  • при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино — и фотосъемки;
  • ставить в известность редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
  • отказаться от данного ему редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
  • предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;
  • соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством КР.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан соблюдать Конституцию и законы КР, уважать права, законные интересы, деловую репутацию, честь и достоинство граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Недопустимость злоупотребления правами журналиста

Не допускается использование установленных законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений (фейковые новости), сбора информации в пользу постороннего юридического лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой, региональной или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их должностным положением либо политическими убеждениями.

Распространение массовой информации

Распространение массовой информации

Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием). Зарегистрированное СМИ обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его уполномоченный государственный орган и регистрационный номер.

Обязательные сообщения средства массовой информации

Редакция СМИ обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:

  • вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;
  • поступившее от органа, зарегистрировавшего данное СМИ, сообщение, касающееся деятельности редакции.

Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы органов государственной власти Кыргызской Республики в порядке, установленном законом.

Редакции средств массовой информации независимо от формы собственности обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию уполномоченных государственных органов оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности и других чрезвычайных ситуаций.

Распространение рекламы в СМИ

Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством КР о рекламе.

Отношения СМИ с гражданами, госорганами, органами МСУ и юридическими лицами

Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Госорганы, органы МСУ, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Запрос информации

Редакция СМИ имеет право запрашивать информацию о деятельности госорганов. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении информации

Отказ в предоставлении редакции средства массовой информации запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Уведомление об отказе вручается представителю редакции в пятидневный срок со дня получения письменного запроса информации.

В уведомлении должны быть указаны:

  • причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена;
  • должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
  • дата принятия решения об отказе.

Обеспечение конфиденциальности информации

Редакция средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные физическими или юридическими лицами с условием сохранения их в тайне.

Редакция средства массовой информации обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Право на опровержение

Гражданин, объединение граждан, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, предприятие, организация, учреждение независимо от формы собственности вправе потребовать от редакции СМИ опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь, достоинство и деловой репутации сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Если текст опровержения предоставлен, то он распространению подлежит при условии его соответствия требованиям закона.

Порядок опровержения

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным СМИ.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала.

В течение десяти дней со дня получения требования об опровержении либо его текста, редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованного гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Основания отказа в опровержении

В опровержении может быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

  • является злоупотреблением свободой массовой информации согласно закону;
  • противоречит вступившему в законную силу решению или иному акту суда;
  • является анонимным.

В опровержении может быть отказано:

  • если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;
  • если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

Отказ в опровержении либо нарушение порядка опровержения могут быть в течение 6 месяцев со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством КР.

Право на ответ

Гражданин, объединение граждан, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, предприятие, организация, учреждение независимо от формы собственности, в отношении которых в СМИ распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

Международное сотрудничество в области массовой информации

Распространение информации зарубежных средств массовой информации

Гражданам КР гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации. Ограничение приема программ непосредственного телевизионного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотренных законодательством КР.

Распространение зарубежного телеканала или зарубежного радиоканала на территории республики допускается после его регистрации в соответствии с требованиями закона.

Ответственность за нарушение законодательства о СМИ

Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

Собственники (учредители), редакции, редакторы, издатели, распространители, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации.

Освобождение от ответственности

Редакция, редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство, деловую репутацию граждан и юридических лиц, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей и несовершеннолетних, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста в случае:

  • если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
  • если они получены от информационных агентств;
  • если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
  • если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов Жогорку Кенеша и депутатов местных кенешей на заседаниях комитетов, временных комиссий, депутатских фракций, пленарных заседаниях ЖК и местных кенешей, делегатов съездов, конференций, пленумов политических партий, некоммерческих организаций, а также официальных выступлений, в том числе на пресс-конференциях, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий, некоммерческих организаций, юридических лиц;
  • если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с законом;
  • если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение.

Ответственность за ущемление свободы на выражение своего мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации

Ущемление свободы на выражение своего мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

  • осуществления цензуры;
  • вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;
  • незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;
  • нарушения права редакции на запрос и получение информации;
  • незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
  • принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
  • установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  • нарушения прав журналиста, установленных законом, – влечет ответственность в соответствии с законодательством КР.

Ответственность за злоупотребление свободой слова и печати

Злоупотребление свободой слова и печати, выразившееся в нарушении требований настоящего закона, – влечет ответственность в соответствии с законодательством КР.

Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований настоящего закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, – влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Возмещение морального вреда

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, журналистом, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Кабинету министров в случае его подписания в трехмесячный срок необходимо:

  • привести свои нормативные правовые акты в соответствие с законом;
  • внести в Жогорку Кенеш проекты законов, вытекающие из настоящего закона.

***

Напомним, новую редакцию закона о СМИ продвигает администрация президента. Была создана рабочая группа, которую возглавил руководитель управления правового обеспечения Мурат Укушов. Рабочая группа, в которую вошли медиаэксперты, юристы и представители независимых СМИ, указала на ряд нарушений и противоречий, однако авторы один за другим предлагают новые версии документа, в которых не учтены предыдущие принципиальные замечания.

ОФ «Институт Медиа Полиси» провел анализ последней, пятой версии законопроекта и выяснил, что и она противоречит нормам Конституции КР и международным договорам, участницей которых является страна.

https://kaktus.media/493629