Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Член Венецианской комиссии, экс-председатель Конституционного суда Молдовы Александру Танасе прокомментировал решение Конституционного суда КР, дающее совершеннолетнему гражданину право выбора отчества или матчества.

Танасе напомнил, что аргументы суда еще не были опубликованы, тем не менее в общественном пространстве уже появился ряд неприемлемо резких замечаний по отношению к суду.

«В целом наиболее эффективный подход к критике заключается в обладании достаточной информацией и понимании предмета обсуждения перед тем, как делать выводы или выражать мнение. Пока Конституционный суд КР не опубликовал аргументы, на которых основано это решение, было бы разумнее воздержаться от критических комментариев, чтобы избежать ситуации, аналогичной печально известной фразе о произведении Бориса Пастернака: «Не читал, но осуждаю».

Исходя из этой логики, я хочу высказать некоторые предварительные мысли по этому решению, опираясь исключительно на международные стандарты в области права на личную жизнь и на свой личный опыт в конституционализме», — пишет Танасе.

Kaktus.media приводит выдержки из его комментария.

Критика судебного активизма

Конституционный суд абсолютно обоснованно принял к рассмотрению обращение истцов, так как их жалоба касалась гарантий конституционной неприкосновенности частной жизни. В случае отказа в рассмотрении этой жалобы суд нарушил бы законные права граждан на доступ к конституционной юстиции.

Суд также постановил, что в законодательстве отсутствует регулирование института матронима, и обязал правительство удалить данный пробел в законодательстве. В этом контексте необходимо отметить разумный уровень судебного активизма, проявленного КС КР, который сохранил оспариваемые нормы в законе, дав возможность законодателю самому удалить существующий пробел.

Роль патронима/матронима в культурной и правовой идентичности Кыргызстана

Матроним — это фамилия или имя, которое происходит от имени матери. В отличие от патронима, который происходит от имени отца, матроним используется для идентификации материнской линии в генеалогических записях или других формах идентификации личности.

Матронимы встречаются в некоторых европейских странах, например в скандинавских и Исландии, где женщинам предоставлена возможность сохранять свои матронимы даже после замужества, чтобы сохранить связь с материнским родом.

Использование матронима может быть рассмотрено с точки зрения права на личную жизнь в контексте защиты личной идентичности и приватности личных данных. В некоторых случаях использование матронима может быть важным аспектом личной идентичности человека.

В целом использование матронима, как и любой другой аспект личной идентичности, должно рассматриваться с уважением к желаниям и предпочтениям индивида, а также в соответствии с правовыми рамками, установленными в конкретной юрисдикции.

Так называемые патронимы (отчества) присущи только русскому, украинскому и белорусскому языкам, были введены централизованно во времена Советского Союза для всех народов, населяющих СССР, от балтийских до среднеазиатских.

Это была часть политики принудительной русификации, проводившейся в советский период, которая полностью игнорировала национальные традиции разных народов страны.

Эксперт напомнил, что страны после развала СССР отказались от отчеств и вернулись к своим естественным культурным моделям указания имен. Кыргызстан — не исключение в этом смысле. В соответствии с кыргызской национальной культурно-правовой идентичностью для идентификации используются термины «уулу», «кызы», «тегин». Суд пришел к выводу, что данные положения являются неизменными, придавая этим ценностям конституционный уровень.

Постановление Конституционного суда, которое признает необходимость предоставить совершеннолетним гражданам право самостоятельно решать, что для них более предпочтительно и комфортно использовать — патроним или матроним, полностью соответствует конституционным принципам Кыргызстана в области защиты права на личную жизнь.

Это подтверждает, что совершеннолетние граждане имеют право свободно выбирать, каким образом идентифицировать себя и использовать отчество или имя матери.

Тем, кто критикует Конституционный суд, задавая вопрос: «Зачем давать гражданам право на использование матронима?», я бы предложил ответить себе на другой вопрос: «Почему должно быть запрещено использование матронима?» Сложно найти логическое обоснование того, что совершеннолетний гражданин имеет право изменить свое имя и фамилию и назвать себя, к примеру, Фиделем Кастро или Mickey Mouse, но не может выбрать матроним.

Исполнение решения Конституционного суда Кыргызстана

Принцип конституционной лояльности подразумевает, что правительство и парламент в первую очередь обязаны соблюдать и исполнять Конституцию своей страны. Это включает и выполнение решений, вынесенных КС КР.

Соблюдение принципа конституционной лояльности играет важную роль в демократическом и правовом государстве, поскольку это способствует обеспечению стабильности, предсказуемости и защите прав и свобод граждан.

Правительство и Жогорку Кенеш Кыргызстана должны действовать в соответствии с принципом конституционной лояльности и исполнить решение суда, внеся соответствующие изменения в законодательство, чтобы предоставить совершеннолетним лицам возможность использовать как патроним, так и матроним для своей идентификации.

Неисполнение данного решения является не только неуважением к КС, но также непосредственным нарушением Конституции КР.

Конституционный суд всегда будет подвержен более или менее критическим замечаниям, поскольку его решения не могут удовлетворить все заинтересованные стороны. В конечном счете отношение к решениям Конституционного суда указывает на уровень политической зрелости политических деятелей и общества в целом.

Член Венецианской комиссии подчеркнул, что в демократическом обществе можно критиковать все, включая решение Конституционного суда, однако критическое замечание по поводу решения Конституционного суда не должно приводить к атаке самого института.

Александру Танасе добавил, что, продолжая свои усилия в совершенствовании конституционализма и преодолении преград, Конституционный суд Кыргызстана вносит важный вклад в развитие правового государства с целью обеспечения долгосрочного благополучия и прогресса кыргызского общества.

В 2021 году Государственная регистрационная служба подала в суд на писательницу и активистку Алтын Капалову из-за того, что при смене свидетельств о рождении своих троих детей она указала в качестве отчества свое имя, то есть дала детям матчество.

25 августа 2021 г. Октябрьский районный суд удовлетворил исковое заявление представителей департамента регистрации населения и актов гражданского состояния и аннулировал записи акта о перемене отчества, составленные в отделе ЗАГС Свердловского района. 16 ноября городской суд поддержал решение первой инстанции. 28 апреля 2022 г. аналогичное решение вынес и Верховный суд. Адвокаты Капаловой обратились в Конституционный суд, где детям Капаловой не разрешили менять отчество, но судебная коллегия Конституционного суда Кыргызстана признала необходимость разработки института матронима/матчества для детей, достигших 18 лет.

Позже председатель Государственного комитета национальной безопасности, заместитель главы кабинета министров Камчыбек Ташиев высказался против матчества, отметив, что это его гражданская позиция.

https://kaktus.media/483765