Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Одной из самых малозаметных новостей уходящей недели стала инициатива депутатов Жогорку Кенеша Марлена Маматалиева и Нурбека Азыгалиева, которые предложили внести поправки в регламент парламента, касающиеся деятельности депутатских групп, закрытых заседаний, деятельности комитетов и остального. Чего парламентарии пытаются избежать?

Инициаторы считают, что обновленный документ поможет установить правильную взаимосвязь содержания статей с уточняющими нормами.

По их мнению, парламент будет иметь право принять решение о рассмотрении вопроса повестки дня в закрытом режиме, а результаты голосования и другие данные о заседании могут быть опубликованы только с разрешения торага или его заместителя, ведущего заседание. В нынешней редакции запрет на открытое освещение заседание и итогов голосования можно было осуществить в исключительных случаях.

Другими словам, деятельность парламента становится менее прозрачной. Граждане будут видеть результаты голосования только по ничего не значащим законопроектам. А по резонансным и важным законопроектам результаты голосования, с большой вероятностью, станут недоступны.

К последним как раз таки относятся два законопроекта — «О некоммерческих неправительственных организациях», разработанный администрацией президента, и поправки в Закон «О некоммерческих организациях» и Уголовный кодекс Кыргызстана, инициированные депутатом Надирой Нарматовой и ее коллегами, которые вызвали резонанс в обществе. При этом сам спикер парламента не скрывает, что до начала каникул депутаты должны рассмотреть «несколько очень важных для страны законопроектов», поэтому ввел ограничения на выезд из страны. Гражданское общество решило, что именно дискриминационные для СМИ и НКО поправки депутаты хотят протащить до каникул.

При этом парламентарии подстраховались — массово отправились получать американские визы.

Страх перед бумерангом?

Примечательно, что это предложение об изменении регламента Жогорку Кенеша было вынесено на общественное обсуждение буквально спустя неделю после того, как Коалиция НКО за гражданское общество и СМИ обратились с письмом к посольствам и консульствам стран Европы и США в Кыргызстане.

В письме общественников предлагается ввести санкции в отношении инициаторов новых законов о СМИ и НКО, которые резко ограничивают права журналистов и общественных организаций, и в том числе не пускать их в США и Европу. Инициатива, по замыслу НКО, должна касаться не только сотрудников администрации президента и депутатов, которые были инициаторами закона, но и членов их семей, например детей, обучающихся в американских или европейских вузах. Как заявляют правозащитники, те, кто выдвигает инициативы, сужающие демократическое пространство в Кыргызстане, на Западе должны быть объявлены невъездными.

Под обращением Коалиции неправительственных организаций Кыргызстана в адрес посольств стран Евросоюза и США подписались более 100 НКО. Правозащитники просят дипслужбы западных стран не выдавать визы чиновникам и депутатам Кыргызстана, которые были инициаторами скандальных законов о СМИ и НКО. И тот, и другой документы правозащитники называют репрессивными и посягающими на фундаментальные права человека.

Безусловно, в письме говорится лишь о тех, кто инициировал репрессивные законопроекты, но в случае их принятия не исключено, что в рекомендуемый санкционный список могут добавить и тех, кто по итогу поддержал эти инициативы.

Как попадают в санкционные списки?

Важно отметить, что санкционные списки не регулируются каким-то централизованным законодательством. И порой списки Евросоюза, США, Канады и других стран могут довольно сильно отличаться друг от друга. Как и в случае с Законом «Об НКО» (или другими словами, законом об иностранных агентах), санкции накладываются во внесудебном порядке без права человека объясниться и иногда даже четко понять, за что именно его наказали.

Более того, те же НКО, СМИ и активисты принимают участие в составлении санкционных списков. В связи с чем не исключено, что ряд депутатов всерьез восприняли письмо Коалиции неправительственных организаций Кыргызстана в адрес посольств и консульств иностранных государств.

Какие вводятся запреты при попадании в санкционные списки?

Санкционные списки стран могут отличаться, однако механизм их работы примерно одинаковый. Что ждет физических лиц, внесенных в санкционные списки?

  • Физическим лицам запрещается въезд в страну, где они находятся в санкционном списке (кроме случаев острой гуманитарной необходимости).
  • У физических лиц и компаний, которыми они владеют, также замораживаются все активы — «средства и экономические ресурсы», если таковые окажутся в юрисдикции страны.
  • Банкам этих стран запрещено вести любую экономическую активность с подсанкционным лицом, а также принадлежащими ему бизнесами.
  • Лицам, внесенным в санкционные списки, не предоставляются какие-либо средства и экономические ресурсы. На практике это означает, что компании из США или Европы, к примеру, не вправе ни поставлять товары (услуги) лицу, внесенному в санкционный список, ни закупать у него их. Это прямо следует из двух заключений Еврокомиссии от июня 2020-го и от июня 2021 года, посвященных разбору санкционных кейсов.

Большая часть депутатов являются довольно обеспеченными людьми. К примеру, депутаты Жылдыз Садырбаева, Алишер Козуев и Коргонбай уулу Жусупбек, которые вошли в инициативную группу закона об «иностранных агентах», являются одними из самых богатых парламентариев страны. Однако неизвестно, имеют ли они активы, недвижимость или сотрудничают с бизнесом или компаниями из стран Европейского союза или США. Не исключено, что свою предпринимательскую деятельность ведут только на территории Кыргызстана, без участия иностранного капитала или в партнерстве с западными компаниями. Однако с такой же вероятностью их недвижимость, активы, бизнес на Западе могут быть оформлены на родственников или доверенных лиц, взаимосвязь с которыми порой можно обнаружить.

Даже если не учитывать экономический фактор, то есть и ряд других моментов: к примеру, поездка даже в туристических целях для лиц, находящихся под санкциями, станет невозможной. Доступ для прохождения консультации или лечения в какой-нибудь немецкой клинике будет закрыт, некоторые депутаты ранее обращались за такими услугами и, возможно, все еще обращаются.

Напомним, Коалиция НКО за гражданское общество и СМИ просили ввести персональные санкции не только в отношении инициаторов законопроектов, но и членов их семей. В частности, речь идет о детях, которых депутаты и чиновники Кыргызстана, любят отправлять обучаться за рубеж.

Российский след, опыт и последствия

О том, что заявленные репрессивные законы в отношении СМИ и НКО являются практически полной копией аналогичных российских законов, не раз подчеркивалось экспертами. При этом за месяц до публикации законопроекта об «иностранных представителях» делегация депутатов Жогорку Кенеша во главе со спикером Нурланбеком Шакиевым посещала Москву, где провела встречу с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и другими российскими депутатами. По итогам этой встречи говорилось, что Вячеслав Володин предложил Нурланбеку Шакиеву изучить опыт России против «иностранных агентов».

К слову, половина кыргызстанских депутатов, присутствовавших на этой встрече, войдут в инициативную группу закона об «иностранных агентах». При этом возглавляет эту инициативную группу Надира Нарматова, владеющая в Оше зданием, в котором расположено консульство России.

Судя по сложившейся ситуации, депутаты парламента Кыргызстана пытаются реализовать российский опыт. Аналогичным образом можно вспомнить о случае, когда российские депутаты и чиновники оказывались в санкционных списках. Важно отметить, что с момента вторжения в Украину большая часть депутатов Государственной думы находятся в санкционных списках ЕС и США. И складывается впечатление, что с собой они пытаются утащить парламентариев других стран постсоветского пространства.

Отметим, персональные санкции в отношении российских депутатов вводились задолго до начала войны в Украине. И причинами для этого стали грубые нарушения прав человека, что практически и происходит в инициируемых законах о СМИ и НКО.

При этом изменилась парадигма включения в санкционные списки: если до начала войны включение в персональные санкционные списки было довольно длительным процессом, то после процедуры оно ускорилось. К примеру, за 2014-2022 годы персональные санкции были введены лишь в отношении 200 российских политиков, чиновников и бизнесменов, а за последний год этот список увеличился до 2 400 лиц.

При этом у Кыргызстана уже имеется опыт, когда кыргызстанского, хоть и бывшего, чиновника включили в санкционный список. Речь идет о экс-замглавы таможни Райымбеке Матраимове и его жене Уулкан Тургуновой.

Не так давно США ввели санкции против компании из Кыргызстана Tro.Ya, поставляющей электронное оборудование для различных отраслей промышленности в Россию.

За любое действие нужно нести ответственность

Президент Евросовета Шарль Мишель на саммите «Европейский союз — Центральная Азия» 2 июня пообещал лидерам центральноазиатских стран не вводить санкции, важно понимать, что речь об этом шла в контексте 11-го пакета санкций в отношении России, который сейчас готовится Евросоюзом. При этом, возможно, это обещание исключает вопрос персонализированных санкций, в которые могут включены лица, принимающие антиконституционные поправки в законы об НКО и СМИ.

При этом важно понять, что даже если итоговый список того, как проголосовали депутаты по тому или иному законопроекту, не будет обнародован, это не освобождает от ответственности, которую придется нести депутатам. Как в формате (возможного) попадания в санкционный список, так и в историческом формате — отвечая на вопросы потомков о том, как народный избранник помогал уничтожать свободу.

https://kaktus.media/481955