20 и 21 июля в Чолпон-Ате проходила IV Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Пока лидеры стран региона обсуждали вопросы взаимовыгодного сотрудничества, пользователей кыргызстанского сегмента соцсетей волновал совершенно другой вопрос — внешний вид девушек, которые встречали президентов.
Фото: Администрация президента
В Сети разгорелись бурные обсуждения нарядов кыргызстанок. Мнения пользователей разделились. Одни написали, что девушки выглядели достойно, а их наряды подчеркивали национальный колорит. Других — смутила чалма, украшавшая голову кыргызстанок.
«Головной убор у девочки, девушки и помолвленной девушки был разным. Также головной убор дает понять состояние семьи и дочери в ней. Так что это не игрушки», — написал один из пользователей Twitter.
«Это что за полотенца на голове? Это идеологическая диверсия! Кыргызский национальный костюм: тюбетейка, украшенная перьями, платье простого кроя и сверху жилет, расшитый орнаментом. Тюрбаны наши девушки никогда не носили, а элечек у нас строгой правильной формы. А вот это — наряд африканских рабынь. За это должен ответить начальник протокола», — написала кыргызстанка в Facebook.
Пользователь Facebook Адилет Аланов вовсе назвал одеяние девушек «моветоном».
«Этот наряд показывает, насколько деградировал Кыргызстан за последние 20 лет. Теперь представьте себе такое же, например, в России. Девушки, одетые, в национальный кокошник, но при этом облаченные в балдахин, издали напоминающий индийское сари. И вместо привычных сапожек — сандалии на босу ногу в “бомбейском” стиле. Представьте, что такая дива стоит с хлебом и солью в аэропорту на встрече международной делегации. Судите сами, дорогие мои согражданки и любительницы креативной моды, каким культурным шоком это было для простого народа, не извращенного еще веяниями всякой новомодной эпатажности», — написал он.
Что об этом думает дизайнер нарядов?
На фоне волны критики в адрес наряда девушек, которые встречали президентов, высказалась и авторка этой одежды Назира Бегим.
Она отметила, что над нарядом трудились несколько дизайнеров.
«Эта одежда четырех дизайнеров. Мы исследовали много видов одежды, хотели показать во время встречи глав государств красоту, величие, этику и чистоту. Могу сказать, что все сделано очень грамотно.
Красные платья придумала Ирина Унсалан, чапаны поверх них — Жамиля Стамбекова. Жилетки, надетые поверх синих платьев, — ручная работа Апал Акматбековой. А головные уборы на девушках — работа студентов дизайнеров Азиатского Инновационного колледжа», — написала Назира Бегим.
Дизайнер признала, что нововведения всегда кажутся необычными.
«Одних удивляет, других — пугает, потому как привыкли к одному и тому же. Некоторые говорят о шокуло. Шокуло надевается тогда, когда девушку выдают замуж. Элечек, уку, топу на такие мероприятия нельзя надевать. [Платки на девушках] красиво повязаны, они вышиты специальной вышивкой. Очень подходит к официальному мероприятию. Давайте учиться оставлять комментарии с хорошими пожеланиями. А мужчинам, вмешивающимся в обсуждение одежды женщин, должно быть стыдно», — заметила она.
Назира Бегим также сообщила, что готовится еще одна спецодежда, которая покажет воспитанность и величие кыргызских девушек.
Какая проблема за этим кроется за этим на самом деле?
Писательница и исследовательница Алтын Капалова, в свою очередь, обратила внимание кыргызстанцев на другой вопрос — существование традиции, когда женщины, а порой и юные девочки, превращаются в украшение, встречая чиновников.
«Мне не нравится, что до сих пор жива эта тупая традиция — женщины в нарядах, встречающие чиновников. Как что: так нарядные женщины либо танцуют, либо стоят с караваем, боорсоками в жару, холод, дождь. Они должны быть наточены, нарядны, улыбчивы, молоды или вообще детьми. Если точнее, девочками…», — написала она.
По ее мнению, такие традиции патриархальны и объективируют женщин.
«Помню, как на открытии очередного чего-то маленькие девочки стояли в тоненьких платьицах, а чиновники — в пальто. Ну что за средневековые устои?
Также с этими девушками в чалме. Такие традиции объективируют женщин. Превращают их в украшение. Мне мерзко от того, как люди на полном серьезе обсуждают их внешность, начиная от шеи и заканчивая чалмой на их голове. […]
Давайте отказываться от патриархальных традиций. Женщины должны управлять политическими процессами вместо того, чтобы быть декорацией политических событий», — написала она.
Правозащитница Динара Аляева также выступила с критикой традиции, когда женщин используют в качестве «декораций» на встречах в аэропорту.
«При таком уровне насилия в стране над женщинами и детьми эти традиции — использовать женщин и детей в качестве декораций на официальных мероприятиях — усугубляют пренебрежение к женщинам и детям», — написала она.Аляева отметила, что женщины, встречающие президентов — это «гимн патриархальному обществу».
«Во многих странах присутствуют военные на встречах, это атрибут силы и власти, я была бы рада видеть среди военных женщин военнослужащих, но их тоже не было. Давайте вместе проявим женскую солидарность и добьемся того, чтобы женщины в аэропорту на встречах на высшем уровне появились только тогда, когда они будут премьером или президентом», — призвала она.
Чем может обернуться использование детей и девушек при встрече чиновников?
В Кыргызстане достаточно случаев, демонстрирующих последствия использования девушек во время политических событий.
В декабре 2020 года во время предвыборной кампании тогда еще кандидата в президенты Садыра Жапарова одной из агитаторок стало плохо. Девушка упала в обморок прямо на сцене.
В ретрансляции прямого эфира политика редакцией «Кабар Медиа» показали избирателей — тем не менее, слышно падение девушки, просьбу политика поднять ее и удивление избирателей, вставших со своих мест.В августе 2016 года упала в обморок ученица 9 класса. Девочка вместе с одноклассницами ожидала мэра Оша и первого вице-премьер-министра на открытии детского сада «Семетей».Ученицы сказали, что приехали на открытие детского сада в 6:30 утра, а само открытие должно было состояться в 8:00, но его перенесли на час позже.
Женщины вне власти
На самом деле, проблема объективации женщин в политике по всему миру огромная. Зачастую девушек, девочек и женщин хотят видеть в качестве декораций и обслуживающего персонала на политических мероприятиях, но не в политике.
По состоянию на декабрь 2021 года женщины возглавляли менее 30 государств и правительств мира. В странах Центральной Азии количество женщин в парламентах не превышает 30%, а на руководящих должностях в исполнительной власти их еще меньше.
Немного интересной информации:
- по всему миру женщин гораздо меньше на высших государственных должностях, чем мужчин;
- в половине стран мира представленность женщин на высших правительственных должностях не превышает 20%;
- в Кыргызстане, чем выше должности, тем меньше там женщин;
- Барьер к получению высокой должности существует из-за стереотипов о том, что женщина не может быть хорошим руководителем и ее главная миссия — рожать детей и хранить семейный очаг. Эти стереотипы приводят к тому, что женщины боятся осуждения и становятся менее амбициозными.
Чалма — мужской и женский головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы.
Чапан — мужская и женская верхняя одежда.
Шокуло — женский головной убор. Считается свадебным.
Элечек — головной убор замужних женщин.
Топу (тюбетейка) — мужской и женский головной убор, носили незамужние девушки.