В конце февраля в Словакии был найден мертвым 27-летний журналист Ян Кучак, занимавшийся антикоррупционными расследованиями в местном издании Aktuality.sk. Его застрелил киллер в собственном доме в небольшом населенном пункте Велка Мача. Вместе с ним была убита его невеста Марина Куснирова.
Кучак — первый журналист, убитый в Словакии за все время существования государства. Президент страны Андрей Киска потребовал самого тщательного расследования убийства журналиста. Премьер-министр страны Роберт Фицо назвал преступление беспрецедентным нападением на свободу слова в стране и предложил награду в один миллион евро за помощь в расследовании убийства. Министр культуры страны Марек Мадарич подал в отставку, заявив, что не может смириться со смертью журналиста. Убийство сразу связали с профессиональной деятельностью журналиста. В частности, в словацких СМИ вспомнили, что ранее он получал угрозы от одного из местных бизнесменов.
Вскоре стало известно, что в последнее время Ян Кучак в сотрудничестве с международным Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) занимался расследованием возможных связей словацких политиков с итальянской мафиозной группировкой Ндрангета. 28 февраля OCCRP опубликовала последнюю статью Яна Кучака — его незавершенное расследование: не только для того, чтобы почтить память убитого журналиста, но и «минимизировать опасность» для его коллег, также работавших над этим материалом.
Расследование Кучака отталкивалось от истории бывшей модели и участницы конкурса Мисс Вселенная от Словакии Марии Трошковой, сумевшей за короткий срок, не имея какого-либо опыта, стать помощницей премьер-министра Роберта Фицо, а также бизнес-партнером 42-летнего Антонио Вадала — итальянского иммигранта, владеющего сетью сельскохозяйственных фирм на востоке Словакии. Трошкова также работала с членом левоцентристской партии Smer Вилиамом Ясаном и совладельцем телеканала «Маркиза» Паволом Руско, ныне обвиняемом в покушении на убийство. Вместе с Антонио Вадала Трошкова основала компанию GIA Management, занимавшуюся широким спектром деятельности — от строительства до энергетики. Спустя год она ее покинула.
В марте 2017 года полиция Калабрии, где базируется Ндрангета, выявила сеть контрабанды кокаина из Латинской Америки в Италию, организованную пятью семейными кланами мафиозной группировки. В расследовании итальянской полиции Антонио Вадала назывался потенциальным посредником в делах наркокартеля.
Как выяснил Кучак и его коллеги, Антонио Вадала происходит родом из прибрежного городка Бова Марина, где орудует клан его однофамильца Доменико Вадала. Эта группировка ответственна как минимум за 25 убийств и контролирует торговлю кокаином, имея прямые связи с колумбийским картелем.
В начале 2000-х Антонио Вадала укрывал от преследования в своем доме в Бова Марине наркоторговца Доменико Вентуру из дружественной группировки Либри-Зиндато. Кроме того, как стало известно из полицейской прослушки, Вадала по просьбе главаря Франческо Зиндато ездил в Рим, чтобы «наказать» некоего человека, «навредившего клану». На основании этих фактов полиция выдала ордер на арест Антонио Вадала, но в итоге ему удалось сбежать в Словакию, и впоследствии все обвинения против него были сняты.
К моменту убийства Яна Кучака журналисты продолжали собирать информацию об Антонио Вадала, пытаясь найти доказательства, что тот через Марию Трошкову мог иметь связи с офисом премьер-министра и другими политиками Словакии. В словацкой версии расследования, вышедшей на Aktuality.sk, приведены свидетельства о том, что Вадала мог через политиков добиться преференций своему сельскохозяйственному бизнесу в Словакии и даже получить субсидии из фондов ЕС.