Учителя говорят, что раньше большинство школьников, даже старшеклассников, верили всему, что говорилось по телевидению и некритично оценивали посты в соцсетях. Но теперь большинство «включают голову» и все чаще проверяют информацию по альтернативным источникам
Оригинал материала опубликован на сайте «Настоящее время». Автор статьи – Жибек Бегалиева. Ссылка на видео здесь
В Кыргызстане подобный эксперимент проводится впервые. Проект уже охватил примерно триста детей в Бишкеке и окрестностях. В том числе медиаграмотности учат в школе небольшого села Ленинское Чуйской области почти на границе с Казахстаном. Программу курса специалисты составляли вместе с настоящими журналистами, поэтому все кейсы из практического пособия – реальные.
Один из них – материал, который широко разошелся в Кыргызстане: публикация российского ресурса Lenta.ru «Тьма киргизская». Формально это вроде бы и не фейк, но серьезной журналистской работой назвать материал тоже сложно.
«Не все же люди живут так, на помойках», – разбирают его ученики.
«Они показали только минусы Кыргызстана, и то в статье нет конкретного местоположения, где это происходит, просто взяты откуда-то фотографии. Там даже нет правдивого мнения и фактов», – перечисляют они.
«Это делается для чего?» – задает вопрос учитель.
«Чтобы представить, показать Кыргызстан в каком-то определенном виде».
Первое, чем учат детей преподаватели курса – не принимать на веру никакую информацию. Вне зависимости от того, где она появилась – все нужно проверять по другим источникам. Те, кто прослушал курс, говорят, что даже обычные выпуски новостей теперь смотрят по-другому.
«Я сейчас меньше верю телевидению, потому что там неправильная инфа предоставляется, – рассказывает ученица 11А Диана Анарыкова. – Поэтому все нужно тщательно проверять. Я скажу родителям, что лучше проверить это в инете, может по новостям, в газете».
«Я думал что все действительно то, что говорят, я этому верил», – признается ее одноклассник Эрмек Жунусалиев.
Как дважды два ученики знают: в материалах журналист обязан соблюдать некоторые правила.
«Журналист должен брать интервью у обеих сторон, он должен не свое мнение говорить, а основываться на фактах», – перечисляет одиннадцатиклассница Светлана Ненашева.
Детей в Ленинском медиаграмотности учит историк Марина Галкина, которая для начала сама прошла этот курс.
«Я считала многие темы для детей легкими а оказалось, что ничего подобного, – подчеркивает учитель. – Я уроки провела у 10-го и 11-го классов, они постарше, но с самого первого урока многое у них вызывает затруднение. Нам только кажется что они у нас такие продвинутые в интернете и информированные. А дети младше – тем более не умеют правильно пользоваться информацией».
Педагог говорит, что уже сейчас, даже до его завершения, ясно: подобные уроки нужно вводить как обязательные во всех школах, и учить работе не только с информацией в СМИ, но и в соцсетях. В том числе – и для того, чтобы обеспечить безопасность детей: ведь отличить правду от чьей-то выдумки в в социальных сетях и интернет-платформах еще труднее, чем в газетах и по телевидению.