Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Иллюстрация: Дарья Удалова для Kloop.

Минюст предлагает сократить срок общественного обсуждения законов и поправок с месяца до недели, отменить обязательный анализ регулятивного воздействия законопроектов и уравнять по юридической силе законы и кодексы. По оценкам экспертов, это позволит властям проталкивать невыгодные для граждан инициативы хоть за один день.

Министерство юстиции инициировало поправки в закон «О нормативных правовых актах». Документ, согласно порталу koomtalkuu.gov.kg., уже прошел этап общественного обсуждения 11 ноября. Эксперты называют эту инициативу очень рискованной.

Сокращение сроков общественного обсуждения

Одним из самых опасных нововведений, которые предлагает Минюст, называют сокращение сроков общественного обсуждения нормативных правовых актов (НПА). Сейчас такие акты, затрагивающие права и интересы граждан и юрлиц, подлежат размещению на официальных сайтах для общественного обсуждения, а срок обсуждения составляет не менее одного месяца.

Минюст предлагает сократить этот срок до одной недели для НПА, по которым предварительное обсуждение прошло с вовлечением «широкого круга заинтересованных лиц», и по которым не было «принципиальных возражений» с их стороны. А также для НПА, прошедших «эффективное обсуждение» на круглых столах и встречах. В ведомстве считают, что это приведет к «более эффективному и быстрому принятию решений».

Правовая клиника «Адилет» в своем анализе этого законопроекта отметила, что по документу непонятно, кем и как будет оцениваться эффективность обсуждения инициатив на круглых столах. Кроме того, юристы подчеркнули, что если сократить сроки общественного обсуждения, то нивелируется гарантированное право граждан участвовать в обсуждении и принятии законов. Это негативно повлияет на качество принимаемых законов.

Институт бизнес-омбудсмена отмечает, что этот законопроект позволит властям принимать нужные инициативы хоть за один день.

В «Адилет» рекомендуют разработчикам законопроекта исключить эту норму.

Анализ отменяем, законы и кодексы уравниваем

Также Минюст предлагает исключить обязательность анализа регулятивного воздействия (АРВ) при подготовке законопроектов. Сейчас это — единственный инструмент, благодаря которому представители бизнеса могут напрямую участвовать в разработке касающегося их работы законодательства, отмечают в Институте бизнес-омбудсмена.

«Механизм АРВ способствует проведению всестороннего анализа вводимого регулирования и определению последствий воздействия проектов НПА на развитие предпринимательства. В том числе, по нему идет оценка рисков, затрат и выгод как для бизнеса, государства, так и для всего общества. Благодаря такому подходу сохраняется баланс интересов всех сторон», — говорят они.

Также Минюст предлагает изменить иерархию НПА и уравнять по юридической силе законы и кодексы. В Институте бизнес-омбудсмена призвали ведомство исключить эту норму и оставить действующую структуру, согласно которой кодекс имеет более высокую юридическую силу, чем закон.

В Минюсте «Клоопу» сообщили, что сейчас по законопроекту «ведется работа над замечаниями и предложениями».

Почему это важно?

Закон «О нормативных правовых актах» является базовым документом в правовой системе государства, поскольку регулирует важнейшие вопросы, связанные с порядком формирования всей правовой базы республики.

Положения, инициируемого Минюстом законопроекта имеют чрезвычайно высокое значение для общества и государства, поскольку напрямую и опосредованно затрагивают жизнь каждого кыргызстанца и деятельность всех государственных органов, юр- и физлиц, независимо от форм собственности.

В Кыргызстане депутаты и до этого быстро соглашались принимать те или иные законопроекты, особенно если они инициированы президентом или правительством. Иногда депутаты делают это под давлением со стороны президента — он приходит в парламент и просит их быстрее принять то или иной законопроект.

Так, например, было с законопроектом о легализации казино. Многие парламентарии не хотели его принимать, отказывались голосовать по нему, граждане выходили на митинги. При этом Садыр Жапаров еще до принятия законопроекта постоянно говорил о его выгодах, в том числе о больших поступлениях в бюджет от работы казино. Он называл депутатов, которые его не поддерживают, «недальновидными». В итоге в конце июня парламент со скандалом принял законопроект, а президент подписал его. Зачем президент так торопил депутатов, а его соратник глава ГКНБ Камчыбек Ташиев угрожал нардепам, непонятно — пока в Кыргызстане не появилось ни одного казино. В ноябре депутат от оппозиционной фракции «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров заявил, что, хотя законопроект о легализации игорных заведений был принят досрочно, в бюджет страны пока не поступают доходы от игорных заведений. Тогда представитель минэкономики заявил, что правительство готовит подзаконные акты.

Именно поэтому так важны месячные общественные слушания и анализ регулятивного воздействия. Они дают гражданам хоть какую-то возможность повлиять на качество законопроекта и обнаружить в нем потенциально опасные инициативы. Ведь депутатам парламента не всегда удается устоять перед давлением со стороны президента, ГКНБ и исполнительной власти в целом.

https://kloop.kg/blog/2022/12/21/v-rezhime-printera-zakony-v-kyrgyzstane-hotyat-shtampovat-bez-obshhestvennogo-obsuzhdeniya/