Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Управление верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) ООН в Центральной Азии высоко оценило усилия омбудсмена Кыргызстана Атыр Абдрахматовой по защите прав человека. Об этом говорится в письме и. о. регионального представителя УВКПЧ ООН в ЦА Фабио Пиана, сообщает секретариат акыйкатчы.

В ООН оценили и альтернативный доклад института омбудсмена за 2022 года, который в Комитет ООН по правам человека Кыргызстан представлял впервые.

«Как гласят Парижские принципы, национальные правозащитные учреждения (НПЗУ) должны сотрудничать с ООН и любой другой организацией системы, региональными учреждениями и национальными учреждениями других стран, компетентными в области защиты и поощрения прав человека.

НПЗУ поддерживают работу международных и региональных органов, предоставляя независимую и достоверную информацию, аналитические материалы и рекомендации, которые можно предложить государству для большего соблюдения прав человека в стране. Также роль НПЗУ заключается в продвижении и мониторинге выполнения соответствующих рекомендаций, сделанных государству правозащитными механизмами ООН.

Согласно Парижским принципам, роль НПЗУ особо важна в мониторинге и взаимодействии с международными системами, что включает в себя:

  • подачу параллельных или альтернативных отчетов в УПО, проведение специальных процедур в комитетах договорных органов;
  • заявления во время конструктивных диалогов на слушаниях в комитетах и Совете по правам человека;
  • помощь, содействие и участие в поездках в страны экспертов ООН, в том числе мандатариев специальных процедур и договорных органов;
  • мониторинг и содействие выполнению рекомендаций системы прав человека.

Согласно нормам подкомитета по аккредитации Глобального альянса национальных правозащитных учреждений от 21 февраля 2018 гoдa, членом которого является институт акыйкатчы, национальные правозащитные учреждения должны сохранять независимость и принимать участие в заседаниях правозащитных механизмов ООН только в качестве независимых организаций.

В рекомендации подкомитета по аккредитации Глобального альянса национальных правозащитных учреждений от 2012 года, в результате которых институту акыйкатчы Кыргызстана был присвоен статус «Б» (как частично соответствующий Парижским принципам), говорится об усилении взаимодействия института акыйкатчы со всеми механизмами ООН по правам человека, включая договорные органы ООН.

Принимая во внимание предстоящие рассмотрения докладов Кыргызстана Комитетом ООН по правам ребенка и Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам, УВКПЧ ООН, секретариат договорных органов ООН по правам человека, а также подкомитет по аккредитации Глобального альянса национальных правозащитных учреждений приветствуют взаимодействие института омбудсмена Кыргызстана с механизмами ООН по правам человека и призывает продолжить усилия в этом направлении подачей независимым докладов в комитеты ООН», — сказано в письме Фабио Пиана.

О чем был альтернативный доклад омбудсмена?

В альтернативном докладе акыйкатчы КР говорится о насилии против женщин и детей в Кыргызстане, о высоком уровне прекращенных дел в судах и об отсутствии неотвратимости наказания преступлений против половой неприкосновенности детей.

«Минимальное число преступлений и правонарушений по всем видам насилия в отношении женщин и детей доходит до судебных инстанций. Высокий уровень прекращенных дел в судах свидетельствует, что лицо, совершившее преступление, может избежать ответственности, что порождает в обществе чувство безнаказанности. При этом одним из оснований для освобождения от ответственности является примирение сторон и отсутствие претензий у потерпевшей стороны.

Критически высокий уровень риска подверженности насилию у детей мигрантов. Ключевые причины этого:

  • безнаказанность насилия;
  • безответственность родителей;
  • тяжелая жизненная ситуация;
  • недостаточность превентивных механизмов и замалчивание случаев насилия со стороны окружающих ребенка людей;
  • низкий уровень образования, ограниченность доступа к образованию;
  • использование детского труда и психологическое насилие.

После миграции родителей дети часто остаются с родственниками, чаще с бабушками и дедушками, которые могут быть не в состоянии удовлетворить потребности растущих детей», — говорится в альтернативном докладе акыйкатчы.

Также в нем отмечается, что для искоренения насилия в отношении женщин и детей, профилактики подобных правонарушений Кыргызстан должен обеспечить гласность и неотвратимость юридической ответственности за все виды насилия над женщинами и детьми соразмерно совершенному правонарушению на всех уровнях, независимо от пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, образования, происхождения, имущественного или иного положения, занимаемой должности, а также других обстоятельств.

Необходимо:

  • Внедрить систему защиты и восстановления нарушенных прав женщин и детей, пострадавших от всех форм насилия с учетом цифровых технологий, включающих алгоритм взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и неправительственных организаций в сфере защиты и реабилитации пострадавших.
  • Разработать государственную программу по поддержке трудовых мигрантов и их детей, включая меры по возвращению мигрантов на Родину.
  • Ввести единые стандарты по сбору и обработке информации случаев насилия в отношении женщин и детей, ее классификацию.

«Несмотря на усилия государства по борьбе с насилием в отношении женщин и детей, ужесточения ответственности в средствах массовой информации ежедневно публикуются случаи насилия (физического, сексуального) в отношении женщин и детей.

Отсутствие подхода, основанного на фактах, сводят к нулю предпринимаемые действия и решения ответственных лиц. Из-за отсутствия единых принципов сбора данных и единой классификации по вопросам насилия в отношении женщин и детей различные государственные органы предоставляют разную официальную информацию. Поэтому установить реальное количество преступлений по насилию в отношении женщин и детей практически невозможно.

Затруднено проведение анализа причин и последствий такого вида правонарушений. Невозможно оценить уровень распространенности и масштабах насилия. Отсутствует возможность выработать точные, целенаправленные и эффективные меры по искоренению всех видов насилия. Вызывается недоверие и критика со стороны гражданского общества. Проявляется недоверие у граждан к правоохранительным органам и судам», — говорится в докладе.

https://kaktus.media/478850