Руководитель департамента демократизации БДИПЧ/ОБСЕ Константин Вардзелашвили рассказал, почему законопроект о некоммерческих организациях, разработанный группой депутатов во главе с Надирой Нарматовой, вызывает обеспокоенность у международных организаций.
На парламентских слушаниях по проекту об НКО он отметил, что государства — участники ОБСЕ вправе регулировать деятельность экономических организаций, но законодательная база должна быть направлена на создание благоприятных условий для реализации права на свободу объединений и его осуществления, включая доступ к ресурсам.
Вардзелашвили объяснил, почему ОБСЕ и другие международные организации обеспокоены законопроектом.
«Опыт наблюдения и анализ аналогичных законопроектов показывают, что такого рода инициативы не приводят ни к чему хорошему. Без преувеличения можно сказать, что законопроект, который вводит специальные правила для так называемых иностранных представителей, в случае его принятия не только определит будущее гражданского общества, но может оказать существенное негативное влияние на демократическое развитие и общую ситуацию с правами человека в стране.
Право на свободу объединений лежит в основе других прав. Для эффективного осуществления деятельности НПО необходим доступ к финансам, в том числе к финансам международного характера. По логике закона об иностранных агентах, иностранное финансирование рассматривается как нечто подозрительное. Однако, как правило, не указываются существенные, реальные, серьезные угрозы национальным интересам из-за риска такого финансирования.
Не объясняется, почему меры, применяемые к некоммерческим организациям, должны быть более строгие, чем те, которые обычно применяются к коммерческим организациям, которые тоже получают финансирование из-за рубежа. Тем более иногда коммерческие организации могут напрямую повлиять на политические процессы, финансируя, например, предвыборные кампании партий», — отметил представитель БДИПЧ/ОБСЕ.
Он добавил, что в законопроекте применяются смутные термины, которые представляют собой опасность, дают возможность широкого интерпретирования и неправомерного ущемления на свободу собраний.
Вардзелашвили отметил, что ранее подобные законопроекты были разработаны в Румынии, Грузии и Украине, но позже были отменены.