В Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики пояснили, почему в Бишкеке отменили премьеру спектакля «Дежавю».
В ведомстве пояснили, что согласно правовым нормам в области театрального искусства, спектакль должен пройти несколько процедур прежде, чем его представят публике. Поэтому 19 мая «Дежавю» поставили на рассмотрение художественно-экспертной комиссии (ХЭК) при Минкульте в присутствии автора пьесы Алексея Торка.
В пресс-службе сообщили, что в составе этой комиссии были
замглавы Минкульта Салтанат Аманова, президент Союза театральных деятелей Кыргызстана Жаныш Кулмамбетов, театральные критики, режиссер, руководство и деятели театра.
Комиссия, по данным министерства, оценивает целостность идеи спектакля, полное раскрытие образа через качество исполнения ролей, а также проводит анализ по соблюдению требований законодательства.
«[…] в Положении о ХЭК установлено, что исполнение произведений, способных негативно повлиять на подрастающее поколение, аудиторию и опорочить имидж нации, [содержащих] пропаганду войны, [элементы] межнациональной розни, порнографии и насилия, не допускаются и не разрешаются», — подчеркнули в ведомстве.
В Минкульте пояснили, что комиссия дала добро на представление спектакля перед публикой, но при условии, что его доработают с учетом замечаний и предложений.
В ведомстве также отметили, что действия руководства театра, поставившего в репертуар еще не прошедший проверку спектакль, будут рассматриваться в рамках закона.
Запрещенные спектакли
Ранее в Бишкеке отменили премьеру спектакля «Дежавю», которая должна была состояться 21 мая.
Решение об отмене, по словам автора пьесы Алексея Торка, приняла комиссия Министерства культуры, признав постановку «антипрезидентской» и «антикыргызской».
Торк рассказал, что госкомиссия потребовала полностью переделать спектакль, сделав его социальной историей о проблемах трудовых мигрантов. Однако, как отметил автор, делать он этого не собирается.
«Когда-нибудь я напишу отдельную пьесу об этом заседании. Госкомиссию задело почти всё – “неуважение к посту президента”, “кривые ноги” персонажа, образ девушки – любовницы олигарха […]», — поделился он.
Торк отметил, что в составе комиссии был и народный писатель, драматург Жаныш Кулмамбетов, который заявил, что постановка задевает его «национальные» чувства.
Он также добавил, что впервые за 30 лет видит, чтобы художественный проект перевели в политическую плоскость и запретили.
В Кыргызстане не в первый раз запрещают спектакли по очевидно политическим причинам. В 2021 году ГКНБ запретил юмористам выступать с пьесой «Как мы исправимся, если посередине стоят три пахана».
«Я спросил: “какое отношение у ГКНБ к концерту?”, ответили, что в интермедии “Три пахана” есть “элементы нарушения закона”. Спросил: “Где именно?”, ответили: “против закона”», — рассказывал тогда сатирик Рахман Разыков.
В этой пьесе три заключенных спорили о том, кто в Кыргызстане достоин занять президентский пост. Эти роли исполнили актёры Рахман Разыков, Абдылда Иманкулов и Нарын Молдобаев. Герои пьесы говорили фразы «не хожу на теледебаты, не люблю клеветничать» и «лампочка моя».